Система улавливания паров бензина — СУПБ является подсистемой системы питания двигателя автомобиля. В частности такая система (СУПБ) имелась в системе питания двигателя 11183 (1,6 л., 8 клапанов) автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115. Для обеспечения его выхлопу соответствия нормам токсичности Евро-2.
У этого двигателя ЭБУ ЭСУД BOSCH M7.9.7 (Январь 7.2). Которая имеет помимо СУБД последовательный распределенный впрыск топлива, датчик фаз, нейтрализатор отработанных газов и систему с обратной связью (по одному датчику кислорода). Все это позволяет укладываться в нормы Евро-2.
Система улавливания паров бензина EVAP (СУПБ) нужна для улавливания паров бензина из топливного бака, транспортировки их в хранилище (адсорбер) и последующего дожигания в двигателе, при определенных условиях. А так же для предотвращения превышения давления этих самых паров в топливном баке выше нормы.
Вот схема ее устройства с описанием деталей и порядка работы.
Система улавливания паров бензина — СУПБ двигателя 11183. Схема.
Описание схемы СУПБ.
В СУПБ инжекторного двигателя 11183 (1,6 л., 8 клапанов) автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 пары топлива при повышении давления в бензобаке поступают в сепаратор — специальный бачок под правым задним крылом, где часть из них конденсируется и возвращается обратно в топливный бак. Остальная часть паров из сепаратора, минуя гравитационный клапан этой системы, по трубкам поступает в адсорбер.
Здесь пары накаливаются и удерживаются угольным наполнителем адсорбера.
При работе двигателя с повышенной частотой вращения блок управления дает команду на открытие клапана продувки адсорбера (режим продувки адсорбера). При этом в адсорбер поступает дополнительный воздух через штуцер подвода воздуха продувки (AIR). В адсорбере он смешивается с парами топлива. Под действием разряжения смесь воздуха и паров по трубке высасываются из адсорбера на штуцер в дроссельном узле, и далее попадает через ресивер в цилиндры двигателя. Где и дожигается.
Блок управления регулирует степень продувки адсорбера в зависимости от режима работы двигателя.
Гравитационный клапан необходим для предотвращения выливания топлива в случае опрокидывания автомобиля.
В случае неисправности системы улавливания паров топлива возможны перебои в работе двигателя на холостом ходу, запах бензина внутри и снаружи автомобиля, загорание лампы Check Engine (если неисправен клапан продувки адсорбера).
Примечания и дополнения
— Приведенная схема системы улавливания паров бензина аналогична для двигателя 21114 (1,6 л., 8 клапанов) автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115.
— Адсорбирование – поглощение газов твердыми или жидкими телами.
— Условия включения клапана продувки адсорбера.
1. Температура охлаждающей жидкости выше определенного значения (75 гр. С);
2. Система управления топливоподачей работает в режиме обратной связи по датчику кислорода;
3. Дроссельная заслонка открыта более чем на 4%, но не более чем на 99%;
4. Двигатель работает не в режиме отключения топливоподачи;
5. Система топливоподачи исправна.
Еще статьи по двигателям автомобилей ВАЗ
— Признаки неисправности клапана продувки адсорбера
— Признаки (симптомы) неисправности адсорбера
— Признаки (симптомы) неисправности регулятора давления топлива
— Схема системы улавливания паров топлива двигателя 2111 (Евро 2)
— Нет давления в топливной рампе, причины
— Чем можно «отравить» датчика кислорода ЭСУД двигателя?