Почему часто включается вентилятор радиатора, карбюратор?

Почему часто включается вентилятор радиатора, карбюратор?Рассмотрим несколько причин неисправности — почему часто включается вентилятор радиатора системы охлаждения карбюраторного двигателя.

На примере вентилятора радиатора и системы охлаждения карбюраторного двигателя 21083 (1,5 л., 8 клапанов) автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099).

Почему часто включается вентилятор радиатора, карбюратор?

В некоторых случаях такая неисправность связана с тем, что быстро повышается и не эффективно снижается температура охлаждающей жидкости. Либо, возможно, вышли из строя элементы системы контроля за температурой охлаждающей жидкости.

1. Засорена система охлаждения двигателя автомобиля.

При этом нарушается циркуляция охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе охлаждения двигателя. Из-за этого температура антифриза (тосола) будет постоянно пытаться перейти порог закипания. И вентилятор радиатора будет, соответственно, часто срабатывать. Закупорить каналы системы или сузить их просвет могут отложения состоящие из грязи, продуктов окисления, остатков герметика и пр.

Понять, что система охлаждения нуждается в прочистке можно по цвету ОЖ в расширительном бачке. Так как примеси меняют ее цвет. Например, на мутный темно-грязный или ржаво-рыжий (если добавлялась вода или уже случился перегрев двигателя).

Ржавый антифриз (тосол) в расширительном бачке, почему?
Ржавый цвет расширительного бачка — признак воды в антифризе или перегрева двигателя

А так же, еще один верный признак ее засорения — стала хуже греть печка (отопитель салона) автомобиля.

2. Засорение радиатора системы охлаждения.

Помимо этого, к повышению температуры ОЖ и даже к перегреву двигателя приведет засорившийся радиатор системы охлаждения. При чем засорение может быть как снаружи, так и внутри.

По внешнему виду радиатора можно понять, что ему необходима  очистка. Если он зарос грязью, то отдача тепла при движении автомобиля через его соты будет нарушена и температура ОЖ не будет эффективно снижаться.

Как понять, что система охлаждения двигателя загрязнена?
Загрязненный радиатор системы охлаждения двигателя
3. Неисправна пробка (крышка) расширительного бачка.

Выпускной клапан крышки расширительного бачка поддерживает давление антифиза (тосола) в системе охлаждения выше атмосферного, что позволяет поднять температуру его закипания и предотвратить возникновение интенсивного парообразования. Он открывается на прогретом до предельной температуры двигателе только при давлении в системе выше 1,1-1,5 кгс/см² и выпускает пар из системы охлаждения (стравливает избыточное давление).

Бывают случаи, когда выпускной клапан вышел из строя и не держит давление в системе. Как результат охлаждающая жидкость постоянно стремится закипеть. Датчик включения вентилятора радиатора при этом постоянно срабатывает. Вентилятор начинает крутиться чаще.

Крышка (пробка) расширительного бачка
Крышка расширительного бачка с блоком клапанов

Если имеются подозрения на неисправность крышки расширительного бачка, то можно заменить ее заведомо исправной. Либо провести ее проверку. См. «Проверка крышки расширительного бачка системы охлаждения».

4. Неисправна помпа (насос) системы охлаждения двигателя.

При загрязнении подводящей трубы (например, остатками герметика, применяемого при ремонте) возможно снижение эффективности циркуляции ОЖ. Такой же эффект будет при разрушении крыльчатки насоса (например, при использовании некачественного, слишком агрессивного тосола). Двигатель автомобиля перегревается. Антифриз может закипеть.

помпа 2108, 2109
Помпа — насос системы охлаждения двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
5. Неисправен датчик включения-выключения электродвигателя вентилятора на радиаторе.
расположение датчика включения вентилятора радиатора
Датчик включения — выключения электровентилятора на радиаторе системы охлаждения ВАЗ 21083, 21093, 21099

В системе охлаждения карбюраторного двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099) за своевременное включение и выключение вентилятора на радиаторе отвечает датчик включения-выключения, установленный в правом бачке радиатора. При превышении температуры охлаждающей жидкости к 99ºС контакты внутри датчика соединяются замыкая электрическую цепь («масса») электродвигателя вентилятора на радиаторе и тот включается. При падении температуры ОЖ ниже 94ºС контакты внутри датчика размыкаются, цепь разрывается, вентилятор останавливается.

В случае, если датчик неисправен вполне возможна ситуация, когда он слишком быстро замыкает свои контакты и чаще чем требуется включает электродвигатель вентилятора радиатора.

В системе охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций применяется датчик ТМ 108 с маркировкой на корпусе «99-94». Он работает как через реле в монтажном блоке в автомобилях до 1998 г. в., так и без реле в автомобилях более поздних годов выпуска. В продаже также имеются аналоги данного датчика разных производителей.

6. Неисправно реле включения вентилятора радиатора.

На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 до 1998 г.в. с монтажным блоком 17.3722 (пальчиковые предохранители) в электрической цепи электродвигателя вентилятора на радиаторе имелось реле, установленное в монтажном блоке.

Схема подключения вентилятора радиатора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 года выпуска
Схема подключения вентилятора радиатора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 года выпуска, с низкой панелью приборов и монтажным блоком 17.3722

В случае замыкания в его электрической цепи или неисправности реле оно будет чаще срабатывать и не отключаться когда нужно. Что также приводит к частому включению вентилятора радиатора.

17.3722
Реле К9 монтажного блока 17.3722 отвечает за включение электродвигателя вентилятора на радиаторе системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 до 1998 г.в.

На ВАЗ 21083, 21093, 21099 после 1998 года выпуска (монтажный блок 2114) реле нет и электрический ток (+) постоянно подается на электродвигатель вентилятора вне зависимости от того включено зажигание или нет. Поэтому в том, что он чаще включается «виноват» только неисправный датчик включения-выключения. См. «Схема подключения электродвигателя вентилятора радиатора ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Схема подключения вентилятора радиатора автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 (карб.) после 1998 года выпуска, с европанелью
Схема подключения вентилятора радиатора автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 (карб.) после 1998 года выпуска, с европанелью и монтажным блоком 2114 (ножевые предохранители)
7. Неисправен термостат.

Возможно не полностью открывается его клапан (подклинивает). Такое возможно по причине износа (выхода из строя) термоэлемента. Который отвечает за полное и своевременное открытие и закрытие.

Так же клапан термостата теряет нужную подвижность из-за налипших на него загрязнений. Отложений из некачественной охлаждающей жидкости или остатков герметика, применявшегося при ремонте системы охлаждения.

В любом случае циркуляция охлаждающей жидкости по большому кругу системы охлаждения затруднена. Она хуже охлаждается. Датчик включения вентилятора постоянно замыкается, заставляя чаще срабатывать его электродвигатель.

Малый и большой круг системы охлаждения двигателя
Малый и большой круг системы охлаждения двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099)

Определить, что термостат не работает как положено проверкой нагрева обеих его частей, в таком случае, довольно сложно. Так как клапан термостата хоть и плохо, но работает и будет прогреваться и верх и низ термостата. Поэтому, понять, что причина частого включения вентилятора радиатора — это неисправный термостат можно только после замены его на новый. Или заведомо исправный. См. «Проверка термостата системы охлаждения ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Проверка термостата автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099
Проверяем исправность термостата по температуре его верхней и нижней части
8. Воздушная пробка в системе охлаждения двигателя.

При появлении воздушных пробок в радиаторе, каналах и шлангах системы охлаждения в ней нарушается циркуляция охлаждающей жидкости. Она не успевает охлаждаться набегающим потоком воздуха и встроенными штатными  средствами охлаждения. Как результат, постоянно включается вентилятор радиатора что бы хоть немного остудить антифриз (тосол).

Если до ремонта системы охлаждения или замены в ней ОЖ такой картины не наблюдалось, а теперь признаки появления воздушной пробки (симптомы) на лицо, то нужно как можно скорее постараться удалить воздух из системы пока не повело головку блока. См. «Как удалить воздушную пробку из системы охлаждения двигателя на ВАЗ 2108, 2109, 21099?».

удалить воздушную пробку
Дать автомобильному двигателю поработать десять минут на уклоне — один из способов удаления воздушной пробки из его системы охлаждения

Таким образом, в результате нарушения циркуляции ОЖ в системе охлаждения за счет засорения ее элементов и постоянного перегрева двигателя вентилятор на радиаторе начнет чаще включаться. В ряде случаев он вообще работает почти не останавливаясь.

Примечания и дополнения

— Причины частого включения вентилятора радиатора на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с инжекторными двигателями 2111 и 11183 рассмотрим в отдельной статье на нашем сайте.

Еще статьи по системе охлаждения двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099

— Проверка герметичности системы охлаждения двигателя

— Чем опасен перегрев для двигателя автомобиля?

— Стрелка указателя температуры постоянно в красной зоне

— Сколько литров система охлаждения двигателей автомобилей ВАЗ

— Проверка исправности вентилятора радиатора ВАЗ 2108, 2109

-Не работает вентилятор радиатора ВАЗ 2108, 2109, 21099

Подписывайтесь на нас!
Twokarburators-Vk
Twokarburators-Ok
Twokarburators-Telegram
Twokarburators-Dz

Почему часто включается вентилятор радиатора, карбюратор?: 2 комментария

  1. Здравствуйте. Вполне может быть такая проблема от того, что не настроен терморегулятор в корпусе воздушного фильтра двигателя. Или отсутствует гофра от терморегулятора к заборнику теплого воздуха от двигателя. Вот статья на нашем сайте «Настройка терморегулятора».

  2. Добрый день, скажите пожалуйста почему при заводе Ваз 21099, карбюратор работает минут 5, потом машина глохнет, завожу и потом нормально работает. Не связано ли это с шлангом подогрева, температура окружающей среды 0.. +3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *