Самостоятельно понять, что подшипник ступицы колеса (переднего или заднего) вышел из строя и пришла пора заменить его, можно по целому ряду признаков (симптомов).
Перечислим их в виде списка, чтобы в случае появления подозрения на его неисправность можно было бы с большой долей точности диагностировать неисправность.
А так же рассмотрим какие существуют способы диагностики этой неисправности.
В качестве примера используем ступичные подшипники передней и задней подвески автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.
Признаки (симптомы) по которым можно понять, что пришла пора заменить подшипник колеса автомобиля?
1. Появился гул или даже вой при движении автомобиля.
Неисправный подшипник ступицы колеса издает хорошо ощутимый повышенный шум — гудит, либо вообще воет на повышенных тонах при движении автомобиля. Не заметить его невозможно так как он давит на уши и действует на нервы. Но, в ряде случаев, на определенной скорости (например, до 40 км/ч) шум может не ощущаться, что часто вводит в заблуждение водителя автомобиля и вызывает вопрос о том, что это гудит. Так же бывает трудно сразу понять какой именно подшипник загудел, на каком колесе.
Для того чтобы предварительно определить, загудел подшипник или что-то еще в трансмиссии автомобиля необходимо пустить автомобиль накатом (по ровному участку дороги на нейтральной передаче) и послушать гул. Если он остался, то скорее всего пришла пора заменить подшипник колеса. Если гул исчез, то его причина возможно кроется в неисправности иных механизмов.
За шум подшипников можно принять звук от попадания камешка в колесо или шум покрышек при движении по шершавому асфальту. Поэтому не стоит сразу кидаться производить замену подшипников. Нужно убедиться, что гудит именно подшипник и провести несложную проверку описанную ниже.
2. Появился стук в подвеске при трогании с места и при движении автомобиля.
Разрушенный подшипник может издавать стук так как имеет люфт.
3. Появилась вибрация на рулевом колесе.
Вибрация может быть небольшой, но хорошо ощутимой.
4. Ухудшилась управляемость автомобиля.
Управляемость автомобиля ухудшается (он «плавает» на дороге при перестроении).
5. Стало «подъедать» резину с внутренней стороны колеса.
Нарушение развала колес из-за неисправного ступичного подшипника провоцирует усиленный износ внутренней части протектора шин, так колеса становятся домиком.
См. «Почему жрет переднюю резину с внутренней или внешней стороны?».
Что делать, есть есть подозрение на неисправность подшипников ступиц колес автомобиля?
В таком случае необходимо провести несложную проверку.
Проверка ступичного подшипника переднего колеса автомобиля.
Проверяем люфт подшипника на который пало подозрение. Взявшись руками сверху и снизу колеса качаем его прикладывая усилие от себя — к себе. Если подшипник вышел из строя будет хорошо ощутимый люфт.
Следует учитывать, что аналогичным образом проверяется люфт в шаровой опоре передней подвески. Поэтому, чтобы исключить ее неисправность, необходимо во время покачивания колеса чтобы помощник в салоне нажал на педаль тормоза. Люфт пропал — шаровая исправна. Люфт остался — неисправна шаровая.
Если установлено, что шаровая неисправна, придется снимать колесо и суппорт. После чего приложив усилие к ступице как ранее к колесу, определяем есть ли в ней люфт.
Диагностика неисправности подшипников ступиц задних колес
Вывешиваем заднюю часть автомобиля (поддомкрачиваем оба колеса). По очереди вращаем колеса рукой. Колесо с исправным подшипником вращается практически бесшумно. С вышедшим из строя — с шумом определенной тональности и небольшой вибрацией. Ручник при вращении колес должен быть опущен до упора вниз, чтобы не терлись колодки о барабан издавая шум.
Выявленный неисправный подшипник ступицы колеса подлежит замене.
«Замена подшипника ступицы переднего колеса автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099»
«Замена подшипника ступицы заднего колеса на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях»
Примечания и дополнения
Причинами выхода из строя подшипника ступицы являются износ его сепараторов и роликов в следствии длительной эксплуатации автомобиля (время подошло), высокой нагруженности (частое движение по плохим дорогам и (или) на повышенных скоростях), сильного удара в колесо при проезде ям, низкого качества детали, неправильной установке при замене, попадании грязи, влаги и пыли из-за отсутствия пыльника.
Еще статьи по диагностике элементов подвески автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Как определить, что пришла пора менять шаровые опоры подвески?
— Как понять, что пружины подвески автомобиля вышли из строя?
— Как понять, что амортизаторы подвески неисправны?
— Признаки (симптомы) неисправности стоек стабилизатора
— Стучит передняя подвеска автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Подшипники передней и задней ступиц колес автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099