Неисправность шаровых опор передней подвески автомобиля может проявиться сразу и внезапно, либо будет давать о себе знать на протяжении довольно длительного времени (кому как повезет).
Определить, что неисправна именно шаровая опора можно самостоятельно, по нескольким признакам. Плюс, в дополнение можно провести несложную проверку на наличие люфта в шарнирах опор.
На примере шаровых опор передней подвески автомобиля ВАЗ 21093 (21083, 21099) рассмотрим как определить, что пришла пора их менять.
Как определить, что пришла пора менять шаровые опоры подвески?
1. Дробный одиночный или двойной стук в подвеске при движении.
Например, если ехать с небольшой скоростью по гравийной или неровной дороге. Отдает в руль. Во время движения по ровной дороге стуки отсутствуют.
Появление таких стуков со стороны передней подвески также может быть вызвано неисправностью рулевых наконечников, рулевой рейки, опорных подшипников, стоек стабилизатора, плохо закрепленной или погнутой стальной защитой двигателя и т.д.
2. Одиночные стуки при переезде препятствий (например, бордюров).
При наезде колесом на бордюр или на большой камень со стороны колеса слышен одиночный или двойной стук. Так же возможно появление стука при трогании автомобиля с места.
3. Скрипы в передней подвеске при повороте рулевого колеса.
Которые могут исчезнуть при движении в дождь.
4. Увеличение усилия на рулевом колесе.
Например, при повороте колес на месте и при начале движения. См. «Почему стал туго крутиться руль автомобиля?».
5. Неравномерный износ протектора передних колес.
Шаровая опора с люфтом хоть и не значительно, но изменяет величину развала колес. Возможно стирание протектора шины при длительной эксплуатации автомобиля с такой неисправностью.
6. Ухудшение устойчивости автомобиля при перестроении.
При появлении таких признаков имеет смысл провести проверку состояния шаровых опор передней подвески.
Сначала на слух определяем с какой стороны стучит. Далее проверяем шаровую, чтобы определить, что стучит именно она. Поддомкрачиваем автомобиль и снимаем его колесо, либо загоняем его на яму (эстакаду, подъемник). При помощи монтажки перемещаем палец шаровой относительно ее корпуса способом указанным на фотографии.
Для этого упираем монтажку на нижний рычаг и поддеваем ее наконечником болт крепления шаровой. Перемещаем монтажку вверх-вниз. Если палец заметно выдвигается из корпуса шаровой значит она неисправна и подлежит замене.
Примечания и дополнения
— Появление люфта между сферическим наконечником шарового пальца и корпусом шаровой опоры в следствии разрушения пластиковой обоймы (тефлонового подшипника) является причиной стука. К такой ситуации может привести повреждение защитного чехла шаровой, сопровождающееся попаданием грязи, влаги, пыли во внутрь шарнира и вымыванием имеющейся там смазки.
Еще статьи по подвеске автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Неисправность: стучит шаровая опора
— Поворотный кулак передней подвески ВАЗ 21083
— Стучат наконечники рулевых тяг
— Замена шаровых опор передней подвески автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Как понять, что амортизаторы подвески неисправны?