В ситуации, когда двигатель автомобиля перестал запускаться либо запускается и глохнет или троит на холостых автовладельцу нужно точно и быстро определить причину неисправности.
В некоторых случаях виновником таких проблем с двигателем может быть установленный в трамблере (распределителе зажигания) датчик Холла.
На примере бесконтактной системы зажигания карбюраторного двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099) попробуем определить признаки неисправности датчика Холла для того чтобы либо сразу исключить его из перечня неисправностей, приводящих к перебоям в работе двигателя, либо идти в магазин за новым для замены.
Признаки неисправности датчика Холла
1. Нет искры на свечах зажигания.
Двигатель в таком случае вообще не запускается (даже не схватывает). Водитель крутит стартером коленчатый вал, а вспышек в цилиндрах нет. Возможно как раз и вышел из строя датчик Холла, так как он ключевое звено в искрообразовании. Ведь «сжечь» его можно совершенно случайно и незаметно для себя. Например, сняв наконечник высоковольтного провода со свечи зажигания при работающем двигателе.
Для проверки вытаскиваем наконечник центрального высоковольтного провода из крышки трамблера, подносим его к «массе» (например, к двигателю) на расстояние 7-10 мм (более правильно будет вставить в наконечник исправную свечу и положить ее на двигатель). Включаем зажигание. Помощник прокручивает двигатель стартером, а мы наблюдаем за искрой. Если искра есть, с датчиком Холла все в порядке. Причину исчезновения искры тогда следует искать в крышке трамблера, бегунке, высоковольтных проводах или свечах зажигания.
Если искры нет, снимаем колодку с датчика Холла. Центральный бронепровод катушки подносим к «массе» (способом описанным выше). Включаем зажигание. Касаемся отрезком провода на ней вывода черно-белого провода («масса») и зеленого (импульс на коммутатор). В момент касания должна проскакивать искра между наконечником центрального бронепровода с катушки и двигателем («массой»). Если все так, датчик Холла исправен, если искры нет, то для надежности можно провести еще одну проверку и в случае чего заменить датчик. См. «Проверка датчика Холла».
Следует отметить, что подобные проверки возможны если исправна катушка зажигания. См. «Проверка катушки зажигания ВАЗ 2108, 2109, 21099».
2. Искра есть, но двигатель троит и глохнет.
В таком случае скорее всего она проскакивает не своевременно. Так как в магнитном поле датчика Холла вращается стальной экран с четырьмя прорезями причину проблемы стоит поискать в этой конструкции. Возможно экран погнут или отвалился магнит датчика, или опорная пластина повреждена (плохо закреплена). Тут поможет только визуальный осмотр. Необходимо снять крышку с трамблера, защитный экран и осмотреть датчик Холла. Поврежденные детали нужно заменить новыми или заменить трамблер целиком.
Примечания и дополнения
— Несколько слов о работе датчика Холла, так как зная его принцип действия можно эффективно диагностировать связанные с ним проблемы в системе зажигания двигателя автомобиля. Принцип действия датчика основан на эффекте Холла, когда магнитное поле проводника изменяется при прохождении в нем специального экрана с прорезями. Подробнее «Устройство и принцип действия датчика Холла».
— Существует несколько особенностей снятия-установки датчика Холла на трамблер. Подробно о них «Как своими силами снять и заменить датчик Холла?».
— На эффекте Холла работают и некоторые другие датчики в автомобиле. Например, датчик скорости.
Еще статьи по системе зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Диагностика карбюраторного двигателя по нагару на свечах зажигания
— Позднее зажигание, признаки и причины неисправности
— Черный нагар на свечах зажигания
— Центробежный регулятор опережения зажигания
— Порядок присоединения высоковольтных проводов к крышке трамблера на ВАЗ 2108, 2109, 21099
— «Пробивают» высоковольтные провода признаки и причины неисправности
У меня коммутатор перегревался. Были такие же симптомы.
Вадим ,у меня все тоже самое и не могу найти причину , скажите вы нашли?
Да, вполне возможна такая проблема из-за датчика Холла. У меня как-то треснула пластина к которой он крепится и тоже троил и глох через некоторое время.
У меня вопрос. Может такое быть из-за неисправности датчика Холла. При езде по трассе, примерно через каждые 25 километров ваз 2108 начинает подтраивать, делаю остановку, глушу мотор,жду 5 минут, завожу, еду опять 25 км. как не в чем не бывало, сново начинает троить. И так каждый раз, уже пол года!