Засорилась система вентиляции карбюраторного двигателя, признаки и причины

схема движения картерных газов двигателя 21083Существует несколько признаков засорения системы вентиляции карбюраторного двигателя, обнаружив которые имеет смысл провести ее ревизию с диагностикой причин неисправности.

Признаки засорения системы вентиляции карбюраторного двигателя

На примере системы вентиляции двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.

1. «Гонит» моторное масло под сальники и уплотнения двигателя.

На карбюраторном двигателе 21083 «гнать» моторное масло может под сальники коленчатого вала (передний, задний), сальник распределительного вала, прокладку под клапанную крышку, пробку маслозаливной горловины клапанной крышки, прокладку поддона двигателя, щуп, места посадки шлангов системы. Потеки масла могут быть различной величины в зависимости от степени засорения системы вентиляции картера. Устранить течь заменой детали (прокладки, сальника) не получится, так как причина неисправности не в ее износе, а в повышении давления газов в картере двигателя.

гонит масло под сальник распредвала
«Гонит» моторное масло под сальник распределительного вала двигателя 21083

См. «Почему появляется течь сальников коленчатого вала двигателя?».

2. Моторное масло в корпусе воздушного фильтра двигателя.

Происходит постоянный выброс моторного масла в корпус воздушного фильтра двигателя через имеющиеся в нем отверстия системы вентиляции. Этим маслом, а так же сажей и иной копотью, приносимой картерными газами из поддона, забивается фильтрующий элемент воздушного фильтра двигателя.

масло в воздушном фильтре
Моторное масло в корпусе воздушного фильтра двигателя
3. Забивается маслом карбюратор.

Если взглянуть на карбюратор сверху (сняв крышку корпуса воздушного фильтра), то можно наблюдать маслянистый налет на стенках смесительных камер карбюратора, воздушной заслонке, воздушных жиклерах ГДС. Моторное масло попадает в карбюратор из корпуса воздушного фильтра. Закупорка воздушных жиклеров карбюратор (особенно в сочетании с загрязненным воздушным фильтром двигателя) приводит к резкому переобогащению топливной смеси. А это проблемы с запуском, холостым ходом, мощностью и приемистостью двигателя автомобиля.

загрязнение моторным маслом карбюратора
Загрязнение стенок карбюратора, его воздушной заслонки, воздушных жиклеров ГДС моторным маслом
4. Масляный налет на электродах свечей зажигания.

Электроды свечей зажигания, а так же их резьбовая часть и изолятор  постоянно забиваются темными маслянистыми отложениями так как масло, выбрасываемое из системы вентиляции картера, попадает в камеры сгорания через воздушный фильтр двигателя и карбюратор. При этом свечи перестают эффективно работать, появляются пропуски искрообразования (искра по налету уходит на массу). На свече активно начинают откладываться отложения не сгоревшей топливной смеси (черный или темно-серый сажевый нагар).

замасленная свеча
Замасленные электроды свечи зажигания
5. Синий (сизый) дым из глушителя.

При горении моторного масла в камерах сгорания двигателя выделяется характерный сизый (синий) дым, который выходит из выхлопной трубы глушителя автомобиля. Дым идет постоянно, в большей или меньшей степени (в зависимости насколько много масла попадает в камеры сгорания).

Следует отметить, что аналогичные признаки имеют и другие неисправности двигателя автомобиля — износ элементов поршневой группы, залегание поршневых колец, износ маслосъемных колпачков. Поэтому при самостоятельной диагностике неисправности следует учитывать и эти возможные проблемы с двигателем.

6. Повышенный расход моторного масла.

По мере засорения системы вентиляции картера двигателя будет возрастать расход моторного масла так как оно выдавливается через сальники и иные уплотнения возросшим давлением в картере, а так же выбрасывается через систему вентиляции в карбюратор и далее в камеры сгорания. Где сгорает. Поэтому на ранней стадии засорения системы вентиляции возможно такое явление, когда потеков масла ни где нет, а оно куда-то уходит.

Причины засорения системы вентиляции картера карбюраторного двигателя

1. Большой срок эксплуатации двигателя.

На двигателях с большим пробегом (более 100-120 тыс) система вентиляции картера постепенно забивается сажей, копотью маслом, приносимыми картерными газами. Все это постоянно оседает на стенках каналов системы, сужая их просвет, а так же на маслоотделителе под клапанной крышкой, забивая его соты. Система вентиляции перестает эффективно удалять газы из картера. Давление газов в картере повышается. Моторное масло при повышенном давлении начинает сочиться откуда только можно. Помимо этого, по причине большого давления, происходит выброс вместе с газами масла в корпус воздушного фильтра.

2. Износ деталей поршневой группы двигателя автомобиля.

Износ (возрастной или эксплуатационный) деталей поршневой группы (цилиндров, колец, поршней) приводит к прорыву через увеличившиеся зазоры большого объема газов из камер сгорания в картер двигателя. Соответственно возрастает нагрузка на систему вентиляции картера, возникновение отложений на стенках ее каналов многократно ускоряется.

Аналогичный эффект будет иметь место при залегании поршневых колец двигателя и закоксовывании отложениями канавок в поршнях.

3. Применение некачественных моторных масел.

Длительная эксплуатация двигателя на моторном масле низкого качества приводит к возрастанию объема сажи и копоти в картерных газах. Что также сказывается на засорении системы вентиляции картера. Помимо этого некачественное или не соответствующее данному типу двигателя моторное масло может быть причиной закоксовывания поршневых колец.

В каких местах чаще всего засоряется система вентиляции картера?

1. Калиброванное отверстие штуцера отбора картерных газов из малой ветви системы вентиляции в карбюраторе.
прочистка канала отвода газов
Прочистка канала и штуцера отвода картерных газов на карбюраторе Солекс медной проволокой
2. Шланг малой ветви от клапанной крышки к штуцеру карбюратора.
3. Штуцер на клапанной крышке под шланг малой ветви.
4. Маслоотделитель под клапанной крышкой.
устройство маслоотделителя
Устройство маслоотделителя системы удаления картерных газов 2108, 2109, 21099
5. Вывод сапуна под шланг к клапанной крышке.
прочистка вентиляции картера 2108, 2109
Сапун системы вентиляции картера двигателя автомобиля 2108, 2109, 21099. Если в нем черные отложения, система подлежит прочистке.

См. «Что такое сапун двигателя автомобиля?».

Что делать если обнаружены признаки засорения системы вентиляции картера двигателя?

Систему вентиляции картера двигателя можно прочистить самостоятельно, так как основные ее детали легко доступны. Для проведения прочистки следует запастись растворителем или соляркой, ветошью и проволокой. Подробно вся процедура изложена в статье «Прочистка системы вентиляции катера карбюраторного двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Примечания и дополнения

Система вентиляции картера карбюраторного двигателя автомобиля предназначена для обеспечения эффективного удаления газов из картера двигателя в его впускной тракт тем самым обеспечивается их дожигание в камерах сгорания и предотвращается выброс в атмосферу токсичных веществ, содержащихся в газах.

Газы из картера проходят через сапун и большой шланг под клапанную крышку двигателя. Под крышкой маслоотделитель отделяет масло от газов. По шлангу малой ветви газы удаляются под дроссельную заслонку карбюратора на холостом ходу. По шлангу большой ветви удаляются в корпус воздушного фильтра и далее в карбюратор на остальных режимах работы двигателя.

Еще статьи по неисправностям двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Раннее зажигание, признаки и причины

— Позднее зажигание, признаки и причины

— Прогорел клапан, признаки и причины неисправности

— Неисправности клапанов двигателя автомобиля

— Замена прокладки поддона картера двигателя 21083

— Течет масло под клапанную крышку, причины

Подписывайтесь на нас!
Twokarburators-Vk
Twokarburators-Ok
Twokarburators-Telegram
Twokarburators-Dz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *