Сцепление автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 во включенном состоянии (при отпущенной педали) не должно «пробуксовывать», то есть без потерь передавать крутящий момент от двигателя к трансмиссии.
Если нажать педаль сцепления, то оно должно полностью отключать трансмиссию от двигателя. Включение сцепления при трогании и переключении передач должно быть плавным без рывков и дерганья.
Сцепление автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 довольно надежное. В процессе эксплуатации особых проблем не создает.
Его обслуживание сводится к периодической проверке и регулировке тросового привода (раз в 15.000 км пробега), замене ведомого диска и выжимного подшипника (на пробеге около 100.000 км). Конечно, манера езды и тяжелые режимы эксплуатации автомобиля могут сократить эти сроки в разы. О неисправности сцепления на автомобилях ВАЗ 2113, 2114, 2115 можно судить по явно ощутимым признакам. Рассмотрим основные неисправности сцепления автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 их признаки и причины.
Основные неисправности сцепления автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115
1. Сцепление «буксует» (пробуксовывает).
При отпущенной педали сцепление будет включено. То есть нажимной диск прижимает ведомый к маховику и крутящий момент передается от маховика на первичный вал коробки передач. Сцепление постоянно включено на холостом ходу, в движении с включенной передачей, при движении «накатом». Если по каким-то причинам ведущий диск не до конца прижимает ведомый к маховику, сцепление будет пробуксовывать («буксовать»), ведомый диск будет проскальзывать относительно маховика. Передача крутящего момента будет прерывистой и недостаточной. Особенно это заметно при движении в гору, когда водитель жмет на «газ», двигатель ревет, набирает обороты, но ускорение автомобиля слабое или с некоторой задержкой. В большинстве случаев причины этой неисправности следующие:
— не отрегулирован привод сцепления;
— износ, замасливание или пригорание ведомого диска;
— заедание троса привода.
Подробнее см. «Буксует (пробуксовывает) сцепление на автомобилях ВАЗ 2113, 2114, 2115».
2. Сцепление «ведет».
Водитель выключает сцепление нажатием на педаль, для включения-выключения передач. В этом случае нажимной подшипник сцепления воздействует на лепестки демпферной (нажимной) пружины его «корзины». В результате ведущий (нажимной) диск перестает прижимать ведомый диск к маховику. Передача крутящего момента от маховика двигателя на первичный вал коробки передач прерывается. Передачи при этом должны включаться легко, четко без затруднений.
В случае неисправности сцепления, если оно не полностью выключается («ведет»), ведомый диск остается немного зажатым между нажимным диском и маховиком. При таких условиях передачи переднего хода включаются с трудом, задняя с хрустом и треском.
Причинами этой неисправности в большинстве случаев являются:
— не отрегулированный привод;
— деформированная вилка сцепления;
— повреждение или заедание троса привода сцепления;
— коробление или поломка фрикционных накладок ведомого диска;
— износ лепестков нажимной пружины «корзины» в месте контакта с выжимным подшипником;
— заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач;
— задиры на рабочих поверхностях маховика и (или) нажимного (ведущего) диска.
3. Рывки или удары в трансмиссии при трогании автомобиля с места.
Основными причинами рывков и стуков в трансмиссии автомобиля при трогании с места, связанными со сцеплением, являются:
— поломка ведомого диска сцепления (сильный износ накладок, ослабление их крепления, замасливание их поверхностей, износ или поломка демпферных пружин или окон под них);
— задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска;
— заедание троса привода сцепления;
— потеря упругости пружинных пластин ведущего (нажимного) диска;
— ослабление крепления фрикционных накладок ведомого диска;
— замасливание поверхности ведомого диска;
— осадка или поломка пружин гасителя крутильных колебаний или разбиты окна под эти пружины;
— заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач.
4. Шум при выключении сцепления.
Если при нажатии на педаль сцепления слышен негромкий шум или шелест, скорее всего, вышел из строя выжимной подшипник или срок окончания его эксплуатации уже близок. Желательно сразу поменять выжимной, так как при его заклинивании включение передач будет сильно затруднено, при этом износ лепестков нажимной пружины «корзины» сцепления в месте контакта с подшипником будет очень быстрым. Дешевле сразу поменять подшипник, чем потом и подшипник и «корзину».
5. Шум при включении сцепления.
Шум в районе коробки передач при отпускании педали сцепления чаще всего свидетельствует об износе или поломке ведомого диска (износ, деформация, ослабление крепления его накладок, поломка демпферных пружин) либо об ослаблении крепления коробки передач к двигателю.
Примечания и дополнения
— Помимо неисправного выжимного подшипника сцепления посторонний шум может издавать подшипник первичного вала в коробке передач. Он может прослушиваться на холостом ходу (педаль сцепления не нажата).
— Как правильно и быстро отрегулировать привод сцепления см. «Регулировка привода сцепления на автомобилях ВАЗ 2113, 2114, 2115».
Еще статьи по ремонту автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Проверка исправности сцепления автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Давление в шинах колес автомобиля ВАЗ 2114 (2115, 2113)
— Подшипники ступиц передних и задних колес ВАЗ 2114 (2113, 2115)
— Какие пружины ставятся в подвеску автомобиля ВАЗ 2114?
— Замена сцепления автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115