Многие ремонтные работы на двигателе автомобиля включают в себя установку поршней в верхнюю мертвую точку (ВМТ).
Проведем такую установку на примере двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.
На двигателе 21083 имеются заводские установочные метки, при совмещении которых поршни первого и четвертого цилиндров установятся в верхнюю мертвую точку:
Как установить поршни двигателя 21083 (21081, 2108) в ВМТ
Установочные метки
Метка — точка на шкиву распределительного вала и метка-выступ на задней крышке привода ГРМ
Метка — точка на зубчатом шкиву коленчатого вала и метка — вырез на корпусе масляного насоса
Метка — черта на маховике двигателя и метка (треугольный вырез) на шкале градусов в лючке картера сцепления
Необходимые инструменты
— Большая шлицевая отвертка
— Ключ на «19» или головка с воротком
Подготовительные работы
— Снимаем корпус воздушного фильтра двигателя
— Снимаем защитную крышку привода ГРМ
Как установить поршни двигателя в верхнюю мертвую точку (ВМТ)?
Совмещаем заводские установочные метки двигателя
Для этого вращаем коленчатый вал двигателя по часовой стрелке за шлицы маховика при помощи большой отвертки до совмещения метки на шкиву распределительного вала и метки на задней крышке привода ГРМ (см. фото выше).
Можно вращать коленчатый вал за болт крепления шкива привода генератора ключом на «19». Но для доступа к нему придется снять правое колесо, правый защитный брызговик двигателя, шкив генератора. Плюсом такой дополнительной работы будет контроль над совмещением меток на шкиву коленчатого вала и метки на корпусе масляного насоса.
Контролируем совмещение установочных меток
См. три фото выше.
Метка — точка на шкиву распредвала должна стоять строго напротив метки — выступа на задней крышке привода ГРМ.
Метка — черта на маховике напротив середины треугольного вырезе в шкале градусов, в лючке на картере сцепления. Видна если снять заглушку лючка.
И если контролируется метка на коленчатом валу двигателя:
Метка — точка на шкиву коленчатого вала напротив метки — выреза на отливе корпуса масляного насоса.
При таком расположении установочных меток двигателя 21083 его поршни в первом и четвертом цилиндрах будут находится в верхней мертвой точке (ВМТ). При этом в первом цилиндре будет такт сжатия, а в четвертом выпуска отработанных газов.
Для установки поршней второго и третьего цилиндров двигателя в верхнюю мертвую точку вращаем коленчатый вал по часовой стрелке пока метка на шкиву распредвала не обойдет полный круг — 360 градусов и не станет напротив метки на задней крышке привода ГРМ. При этом метки на маховике видно не будет, метка на шкиву коленчатого вала так же будет расположена напротив выреза в отливе корпуса масляного насоса.
Примечания и дополнения
— Что такое ВМТ (верхняя мертвая точка)? ВМТ — крайнее верхнее положение поршня в цилиндре.
— На некоторых разновидностях масляных насосов двигателя 21083 нет отлива с вырезом, поэтому при выставлении меток необходимо ориентироваться на штифт для установки шкива привода генератора на звездочке распредвала и прорезь в нижней части корпуса масляного насоса.
Еще статьи до двигателям ВАЗ
— Замена ремня ГРМ двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка тепловых зазоров клапанов двигателя 21083
— Установка угла опережения зажигания на двигателях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Маховик двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Регулировка клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Основные неисправности ремня привода ГРМ двигателя автомобиля