При проведении ремонта различных систем автомобиля приходится постоянно затягивать разного рода резьбовые соединения (гайки, болты, шпильки и пр.).
Казалось бы, что тут сложного — затянул ключом и все. Но, на самом деле, не все так просто. Существуют несколько особенностей затяжки резьбовых соединений при ремонте автомобиля, которые желательно знать и учитывать во время работы. Так как они позволяют выполнить ее более качественно и надежно.
Рассмотрим некоторые из них.
Особенности затяжки резьбовых соединений при ремонте автомобиля
1. Необходимо проводить контроль качества применяемого крепежа.
Перед использованием крепежа (болтов, гаек, шайб) нужно убедится в его исправности и чистоте. Он должен быть абсолютно чистым, без повреждения резьбы и замятых граней головок. Дефектный крепеж стоит заменить исправным.
2. Необходимо применять крепеж соответствующего класса прочности.
При замене болтов необходимо чтобы новые болты были одного класса прочности со старыми. Класс прочности болтов нанесен на их головках. Обычно это насечка в виде точек или цифра. Чем больше точек или чем выше число, тем больший класс прочности болта и тем большее усилие можно прикладывать при его затяжке. Крепеж ниже пятого класса прочности не маркируется.
3. Необходимо прочищать глухие отверстия перед заворачиванием болта или шпильки.
Если в глухом отверстии останется масло или иная жидкость, то при заворачивании туда болта или шпильки есть риск повредить всю деталь. Так как жидкость не сжимается и она может треснуть.
4. Если необходимо обеспечить герметичность резьбы крепежа, на нее стоит нанести специальный герметик.
5. Необходимо контролировать усилие (момент) затяжки резьбового соединения.
Болты и гайки при ремонте автомобиля должны быть затянуты с таким усилием, которое обеспечит их надежную фиксацию и предотвратит смещение под нагрузкой. Помимо этого, например, черезмерная затяжка может привести к деформации крепежа и повреждению деталей в которые он заворачивается. Обычно моменты затяжки имеются в руководствах по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.
Контролировать затяжку можно при помощи динамометрического ключа.
Для расчета момента затяжки соединений крепежа ниже пятого класса прочности можно использовать формулу Mmax=O-4 (кгс.м). Где Mmax — это максимальное усилие затяжки, O — диаметр резьбы. Например, для затяжки гайки с резьбой диаметром М8 необходимо усилие 8-4=4 кгс.м.
6. Необходимо соблюдать порядок затяжки резьбовых соединений.
Обычно в руководствах по ремонту автомобилей приводятся схемы или объясняется порядок затяжки тех или иных соединений (см. фото в начале статьи). Если такой схемы нет, то можно придерживаться таких правил.
Если усилие затяжки менее 14 кгс.м, то затяжка осуществляется в четыре прохода.
Заворачивание до плоскости детали
Затяжка с усилием в половину требуемого момента
Затяжка полным моментом
Проверка правильности затягивания крепежа
Если усилие затяжки более 14 кгс.м, то затяжка осуществляется в пять проходов.
Заворачивание до плоскости детали
Затяжка с усилием в треть от требуемого момента
Затяжка с усилием в две трети от требуемого момента
Затяжка полным моментом
Проверка правильности затягивания крепежа
Если деталь длинная, то затяжка крепежа осуществляется «по спирали» — от центра к краям или «по окружности». Крепеж в соединениях типа «колесо» затягивается «снежинкой» — крест накрест если число соединений четное или через один, если нечетное.
Таким образом, соблюдая приведенные особенности затяжки крепежа можно избежать целого ряда проблем при ремонте автомобиля.
Еще статьи по ремонту автомобилей
— Дергается стрелка механического спидометра, причины неисправности
— Откуда берется масло под ногами водителя?
— Что такое эконометр в щитке приборов?
— Топ 10 неисправностей автомобиля
— Как снять шланг с патрубка (штуцера)?