Существует несколько признаков по которым можно самостоятельно понять, что сход-развал (схождение и развал) колес автомобиля сбился и требует немедленной регулировки.
Часто такая неисправность (изменение углов установки колес в ту или иную сторону) возникает после замены деталей подвески или повреждении ее элементов. А так же после некачественного кузовного ремонта, когда нарушена геометрия кузова.
Основных признаков нарушения развала-схождения колес всего два. Это быстрый, чаще всего односторонний износ протектора колесных шин и заметное нарушение управляемости автомобиля.
Рассмотрим как проявляет себя каждый из них, что бы можно было самостоятельно понять, что да, действительно сбился сход-развал колес и сразу диагностировать что же именно было нарушено.
Как понять, что сбился сход-развал колес автомобиля?
В качестве примера используем автомобиль ВАЗ 21083 с резиной на «13».
1. Если жрет переднюю резину с внутренней стороны?
— На лицо большая отрицательная величина схождения передних колес автомобиля. То есть колеса слишком сильно разведены.
Такое возможно если сбилось схождение колес при установке новых деталей в подвеску или рулевое управление автомобиля. Например, установка наконечников рулевых тяг практически всегда приводит к этому.
Для устранения проблемы необходимо изменить длину рулевых тяг, вращением регулировочных муфт. Придется увеличить ее, чтобы колеса сошлись.
— Будет жрать резину с внутренней стороны так же если слишком отрицательный угол развала передних колес. Колеса стоят «домиком».
Угол развала регулируется поворотом верхнего болта крепления передней стойки к поворотному кулаку.
2. Если жрет переднюю резину с внешней стороны?
— Большая положительная величина схождения передних колес автомобиля. Колеса слишком сильно сведены.
Такое возможно если сбилось схождение колес при установке новых деталей в подвеску или рулевое управление автомобиля. Например, установка наконечников рулевых тяг практически всегда приводит к этому.
Устранить проблему можно, как и первом случае, изменив длину регулировочных тяг. Только теперь нужно уменьшить ее, вращая муфты, чтобы колеса разошлись.
— Слишком положительный угол развала передних колес. Верхние части колес сильно нависают над нижними.
При обнаружении износа протектора шин с внутренней или внешней стороны нужно провести регулировку углов развала-схождения. На автомобилях ВАЗ 21083 (21093, 21099) эту работу лучше выполнить в специализированной мастерской.
Так же отрегулировать углы нужно после проведения ремонтных работ с подвеской автомобиля или рулевым управлением, так как при их нарушении резину начнет заметно «жрать» уже к 300-400 км пробега.
Помимо этого техническим регламентом облуживания автомобиля предусматривается проверка углов развала-схождения и угла продольного наклона оси поворота колеса каждые 15000 км пробега.
См. «Почему жрет переднюю резину с внутренней или внешней стороны?».
3. Если «сжирает» резину на задних колесах.
Причины — погнута задняя балка, задняя балка неправильно (с перекосом) присоединена к кузову во время кузовного ремонта.
4. Если автомобиль тянет в сторону во время движения.
При этом затрудняется вращение рулевого колеса.
Так происходит, когда при нарушении развала-схождения одно колесо едет прямо, другое в бок. Автомобиль при этом ощутимо уводит в сторону от прямолинейного движения (тянет в сторону). В дополнение к этому на протекторе шин появляются следы износа. Придется ехать на сход-развал.
Следует отметить, что увод автомобиля в сторону во время движения возможен еще по целому ряду причин. Это стоит учитывать при диагностике причин неисправности. См. «Автомобиль тянет в сторону при движении, почему?».
Примечания и дополнения
— Если имеется износ протектора по центру или по бокам шины, либо он пятнами, то в таких случаях имеют место другие неисправности. Не связанные с нарушением углов установки колес (сход-развалом). Если износ протектора по центру шины — шина перекачана больше нормы. Если износ протектора происходит сразу по двум бортам шины, то имеет место движение на автомобиле со спущенными шинами. А если износ протектора пятнистый, то водитель часто и резко тормозит при движении. См. «Почему жрет резину по центру и по бокам шины?».
Еще статьи по ходовой части и подвеске автомобилей
— Почему появляется вибрация при движении автомобиля?
— Минимальная допустимая высота протектора зимних и летних шин?
— Минимальная допустимая высота протектора зимних и летних шин?
— «Бьет руля» при движении автомобиля, почему?
— Проверка ходовой части и трансмиссии автомобиля при движении накатом