Ржавый антифриз (тосол) в расширительном бачке — признак появления проблем как в системе охлаждения двигателя автомобиля так и в нем самом.
Перечислим их списком, чтобы в случае чего знать «куда копать».
На примере системы охлаждения карбюраторного двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.
Ржавый антифриз (тосол) в расширительном бачке, почему?
1. Охлаждающую жидкость (ОЖ) давно не меняли.
Срок замены антифриза или тосола для автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 — раз в пять лет или через 75.000 км пробега. Если таких сроков пропущено уже как минимум два, то ее первоначальный цвет начнет постепенно рыжеть из-за химических процессов. См. «Как понять, что система охлаждения двигателя загрязнена?».
2. Кто-то доливал воду в антифриз пытаясь компенсировать падение уровня.
Очень часто водители из экономии или от нехватки времени доливают понемногу воду в систему охлаждения двигателя. Таким простым и бесхитростным способом решается проблема с постоянным падением уровня ОЖ в расширительном бачке. В воде есть железо, оно окисляется само по себе, а так же вода вызывает реакцию окисления взаимодействуя с металлическими частями системы охлаждения, придавая антифризу (тосолу) через некоторое время ржавый цвет.
3. Антифризу (тосолу) пришлось периодически закипать.
В случае, когда двигатель автомобиля постоянно перегревается, процессы окисления в бурлящем антифризе (тосоле), особенно если туда доливали воду, происходят с ускоренными темпами. Его цвет становится рыжим, стенки расширительного бачка так же получают рыжий, трудноудалимый налет.
Те кто знает эту «фишку», при покупке другого автомобиля, сразу обращают внимание на цвет антифриза и расширительного бачка. Так как если двигатель кипел, то возможно поршневые кольца залегли (потеряли упругость от перегрева), либо головку блока повело и его сразу после покупки придется капиталить. Плюс ко всему, возникает вопрос — «почему он кипел?» и т.д.
4. В систему залит антифриз (тосол) низкого качества.
Слишком агрессивная жидкость разъедает металлические внутренние поверхности системы охлаждения и ускоряет процессы окисления в несколько раз. Помимо ржавого бачка водитель может получить «съеденную» крыльчатку помпы или «разъеденные» каналы внутри головки блока (после чего ее останется только сдать на металл).
5. Моторное масло по чуть-чуть попадает в систему охлаждения двигателя.
Скорее всего прогорела прокладка головки блока двигателя между масляным каналом и каналом системы охлаждения. И масло по чуть попадает в охлаждающую жидкость. Поэтому цвет ее довольно быстро приобретет ржавый (ржаво-коричневый) оттенок. В качестве бонуса на поверхности охлаждающей жидкости появляются масляные пятна и разводы, а на щупе и крышке маслозаливной горловины образуется беловатая эмульсия.
См. «Белый налет на крышке маслозаливной горловины двигателя».
Таким образом изменение цвета антифриза на ржавый — сигнал водителю для быстрого поиска причин проблемы. Как минимум надо проверить работу системы охлаждения и заменить в ней охлаждающую жидкость.
Примечания и дополнения
— Помимо перечисленных проблем изменить цвет антифриза (тосола) в расширительном бачке в сторону рыжих или коричневых оттенков могут некоторые присадки для устранения течи радиатора и прочих элементов системы охлаждения.
Еще статьи по неисправностям системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Мутный антифриз (тосол) в расширительном бачке, почему?
— Признаки появления воздушной пробки в системе охлаждения двигателя автомобиля
— Откуда берется запах тосола в салоне автомобиля?
— Крышка расширительного бачка системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Течет вода из выхлопной трубы глушителя автомобиля, почему?
— Признаки неисправности термостата системы охлаждения двигателя