Существует несколько способов как проверить целостность провода бортовой сети автомобиля мультиметром.
Это устройство объединяет в себе несколько измерительных приборов. Для проведения самых простых проверок целостности из них нам понадобятся вольтметр, омметр и режим прозвонки проводов.
Проверять целостность провода придется в ситуации, когда отказал какой-либо потребитель бортовой сети автомобиля. Например, не работают лампы указателя поворота, не горят стоп-сигналы, не горит свет в салоне автомобиля и т.п.
Такая неисправность может быть как постоянная — то есть лампа не горит и все, так и блуждающая. То есть лампа, то горит, то гаснет, то мерцает. Возможно временное восстановление работоспособности потребителя при покачивании или шевелении электропроводки в определенных местах.
Многие называют такую неисправность в электропроводке автомобиля — «обрыв» провода.
«Обрыв» одна из наиболее распространенных неисправностей, возникающих в электрических цепях любых автомобилей. «Обрыв» представляет собой прекращение подачи электрического тока к потребителю через провод. Причинами «обрыва» могут быть: переламывание провода или окисление его наконечников. При чем до такой степени, что они перестают пропускать электрический ток.
Как проверить целостность провода бортовой сети мультиметром?
Для проверки целостности провода бортовой сети автомобиля необходим мультиметр с режимом вольтметра, режимом «прозвонки» электрических цепей и режимом проверки сопротивления.
Перед проведением проверки, по схеме электропроводки, ищем расположение нужного провода. Того, на который падает подозрение, что он не пропускает электрический ток.
Например, на автомобиле ВАЗ 21083 (21093, 21099) время от времени перестают работать стоп-сигналы в задних фонарях. Что бы установить причину этой неисправности, в числе прочего, нужно проверить токоведущий красный провод, идущий от монтажного блока к левому заднему фонарю. Так как он, на этом автомобиле, часто переламывается, сгнивает, либо сгорает при проведении сварочных кузовных работ.
Для начала проверяем наличие и величину напряжения на выводе этого провода.
Включаем зажигание, выставляем мультиметр в режим вольтметра (измерение постоянного напряжения DCV, 20). Снимаем соединительную колодку.
Красный щуп мультиметра прижимаем к выводу красного провода в колодке, черный щуп к «массе» (кузов, шпилька крепления заднего фонаря). Напряжение на дисплее прибора должно составлять не менее 12 В.
Если напряжения нет или оно ниже нормы, имеет смысл полностью прозвонить провод и измерить в нем сопротивление.
Проверка целостности провода мультиметром с режимом прозвонки.
1. Обеспечиваем доступ к концам (наконечникам) проверяемого провода.
Для этого отсоединяем от электрических приборов колодки проводов (фишки) в которые вставлены его наконечники. В приведенном нами примере, при проверке целостности провода идущего к стоп-сигналам в задних фонарях автомобиля ВАЗ 21083 (2103, 21099), отсоединяем соединительную колодку от левого заднего фонаря и от монтажного блока (колодка Х9). И проверяем красный провод.
2. Присоединяем щупы мультиметра к обоим концам проверяемого провода.
Выставляем мультиметр в режим прозвонки. Прижимаем его щупы к наконечникам провода.
3. Слушаем звук, который издает мультиметр.
Если провод цел и в нем нет «обрыва», мультиметр издаст звуковой сигнал, означающий, что электрический ток проходит через провод. Если звука нет, значит ток не проходит и в проводе имеется «обрыв».
Проверка целостности провода мультиметром с режимом омметра.
Практически таким же способом можно провести проверку целостности любого провода бортовой сети автомобиля мультиметром в режиме омметра. В таком случае мы проверяем сопротивление возникающее при прохождении электрического тока через провод.
Для проверки подсоединяем щупы мультиметра к обоим концам провода. Если он цел, то сопротивление будет иметь определенное значение. Если же провод полностью поврежден или в нем плохой контакт (провод надломан), сопротивление будет непомерно большим или же будет стремиться к бесконечности.
Провод, в котором обнаружен «обрыв», заменяем новым или ищем место надлома и устраняем повреждение.
Примечания и дополнения
— При поиске любой неисправности в электропроводке автомобиля в первую очередь следует проверять целостность предохранителя, защищающего электрическую цепь.
Во вторую очередь проверяем окисление наконечников проводов в соединительных колодках, а потом уже прозваниваем цепь.
— Прозвонить провод бортовой сети автомобиля при помощи контрольной лампы. Которую можно изготовить самостоятельно. См. «Контрольная лампа».
— Помимо простых проводов электрических цепей низкого напряжения при помощи омметра, встроенного в мультиметр, можно проверить целостность и исправность высоковольтных проводов системы зажигания автомобиля.
Пример: проверяем сопротивление высоковольтных проводов системы зажигания автомобиля. Снимаем высоковольтный провод. Выставляем мультиметр в режим омметра (20к). Присоединяем щупы к концам провода. У исправного высоковольтного провода сопротивление должно находиться в пределах 3,5 — 10,0 кОм.
Еще статьи по проверкам электрооборудования автомобиля
— Проверка диодного моста генератора без снятия его с двигателя
— Как определить утечку тока в электрооборудовании автомобиля
— Как извлечь наконечники проводов из соединительной колодки (штекера)
— Как найти короткое замыкание в электропроводке автомобиля?
— Электрооборудование автомобиля, устройство