Практически всегда воздушные пробки возникают после замены элементов системы охлаждения (печки, крана отопителя, радиатора, шлангов), которая сопровождается частичным или полным сливом и заливом охлаждающей жидкости.
Так же, при проведении плановой работы по замене тосола или антифриза в системе, можно запросто «загнать» туда воздушную пробку если не соблюдать некоторые ее особенности.
В зависимости от того сколько воздуха попало в ОЖ признаки этой неисправности будут либо практически не заметными, либо водитель сразу поймет, что что-то не так. Вот несколько симптомов наличия воздушной пробки в системе охлаждения двигателя. На примере двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.
Признаки (симптомы) наличия воздушной пробки в системе охлаждения двигателя автомобиля
1. Плохо греет «печка».
Либо не греет вообще. Радиатор отопителя — «печка» входит в состав малого круга системы охлаждения двигателя. Поэтому теплая охлаждающая жидкость (ОЖ) начинает поступать в него, из «рубашки» вокруг цилиндров, сразу после пуска двигателя. В результате «печка» должна начинать греть практически мгновенно. Даже при минусовой температуре на улице прогрев салона обычно занимает минут 7-10, а в летний период в среднем 5 минут.
В случае, если в системе охлаждения имеется воздух, он загоняется в ее самую верхнюю точку — радиатор отопителя салона, и «печка» не греет, так тосол в нее не поступает (подача заблокирована воздухом). Самостоятельно он оттуда выходит крайне редко. Поэтому, если двигатель уже прогрелся до рабочей температуры, а «печка» гонит чуть теплый воздух имеет смысл попробовать удалить эту воздушную пробку.
2. Постоянно перегревается двигатель автомобиля.
При появлении воздушных пробок в радиаторе, каналах и шлангах системы охлаждения в ней нарушается циркуляция охлаждающей жидкости, она не успевает охлаждаться набегающим потоком воздуха и встроенными штатными средствами охлаждения, как результат, наступает перегрев двигателя. Стрелка на указателе температуры быстрее чем обычно отклоняется к 130º, начинает постоянно работать вентилятор на радиаторе и водитель периодически слышит бурление в расширительном бачке. Это кипит тосол или антифриз, что недопустимо.
Если до ремонта системы охлаждения или замены в ней ОЖ такой картины не наблюдалось, а теперь признаки появления воздушной пробки (симптомы) на лицо, то нужно как можно скорее постараться удалить воздух из системы пока не повело головку блока и не залегли (потеряли упругость) поршневые кольца.
Как удалить воздушную пробку из системы охлаждения?
Подробности этой работы в статье «Как удалить воздушную пробку в системе охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Примечания и дополнения
— Следует учитывать, что «печка» может не греть по целому ряду других причин. Например, засорение системы охлаждения отложениями и остатками герметика. Особенно после ремонта системы охлаждения с применением герметика или устранения течи ОЖ специальным средством.
— Помимо этого причиной перегрева двигателя автомобиля помимо воздушной пробки часто бывает неисправность термостата. Из-за заклинивания его клапана в закрытом положении.
Еще статьи по системе охлаждения двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Признаки (симптомы) неисправности помпы системы охлаждения двигателя автомобиля
— Заклинил термостат признаки и причины неисправности
— Не работает указатель температуры охлаждающей жидкости, почему?
— Потек радиатор, что делать и почему?
— Проверка системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Признаки неисправности термостата системы охлаждения двигателя
Воздушная пробка ,это миф. Системы охлаждения сконструирована таким образом ,охлаждающая жидкость циркулирует ,в этом циркулировании весь смысл.Насос гоняет жидкость,какая пробка?Кроме того в радиаторе ,в самой верхней части стоит штуцер ,через который жидкость с пузырьками воздуха выходит в расширительный бачок. Особенно интенсивно это происходит на оборотах.Если открыть крышку бачка и дать вручную обороты ,заглянув в него ,можно увидеть этот процесс.то есть выход жидкости с воздухом.Конечно если при заливке жидкости не проконтролировать заполнение печки ,отсоединив верхний шланг ,а затем не прогазовать ,что бы насосом прогнать жидкость ,возможна пробка.Нужно делать все правильно и пробок не будет.