Большинство автовладельцев ни когда не задумываются о состоянии пружин клапанов двигателя своего автомобиля.
И обращает на них внимание только тогда, когда их неисправность становится явной, а двигатель требует капитальный ремонт.
Сразу следует сказать, что у пружин клапанов обычно встречается две неисправности. Это проседание (потеря упругости) и поломка витков. В этой статье мы больше заострим внимание именно на поломке.
В качестве примера используем двигатель 21083 (1,5 л., 8 клапанов) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099. Нас будет интересовать чем может быть опасна поломка пружин клапанов и можно ли ее как-то предотвратить.
Но, сначала разберемся, что они представляют собой.
Пружины клапанов двигателя автомобиля
У двигателя 21083 всего на клапан устанавливается две пружины — наружная и внутренняя. Одна в другую. Их функция — прижимание клапана к седлу в головке блока, возврат клапана на седло и предотвращение его отрыва от привода (кулачка). Клапанные пружины имеют определенную высоту и усилие сжатия. Которые рассчитываются производителем под каждый конкретный двигатель.
Нижние концы пружин опираются на опорную шайбу, а верхние поджимаются опорной тарелкой. Которая удерживается на стержне клапана двумя коническими сухарями.
Эти сухари своими выступами входят в паз на стержне клапана. И не дают тарелке соскочить. Вся эта конструкция хорошо видна на изображении ниже.
Различают поломку наружной пружины клапана и поломку его внутренней пружины. Симптомы и последствия таких неисправностей могут быть разными.

Поломка наружных пружин клапанов двигателя
Наружная пружина клапана двигателя 21083 может лопнуть в одном месте или даже в нескольких.
При этом клапан начинает закрываться гораздо медленнее. И каждый раз при закрытии поршень его догоняет. Происходит неоднократная встреча тарелки клапана и днища поршня. Что чревато деформацией клапана. Особенно если в поршнях нет проточек.
Водитель при такой неисправности может услышать повышенный шум при работе двигателя. Доносящийся из-под его клапанной крышки. А так же, в некоторых случаях, хлопки в глушитель или впускной коллектор. В зависимости от того на каком клапане (впускном или выпускном) поломалась пружина.
Кроме того клапан с поломанной пружиной может прогореть. Так как закрывается неплотно. И его температурный режим будет нарушен.

Поломка внутренней пружины клапана
Если внутренняя пружина ломается на две части, то на холостом ходу и малых оборотах будет слышен стук из-под клапанной крышки.
Если же внутренняя пружина поломалась на несколько частей, то такая поломка гораздо более опасна. Так как она практически ни чем не выдает себя. Ни шумом ни стуком И только на повышенных оборотах двигателя можно услышать как поршень догоняет клапан и они при этом стучат.
Что делать, если есть подозрение на поломку пружин клапанов?
Если слышен возрастающий стук под клапанной крышкой при повышении оборотов коленчатого вала двигателя, то лучше всего заглушить его и больше не запускать, до устранения причины стука.
Диагностировать поломку пружин клапана можно только в ходе визуального осмотра. То есть придется снять клапанную крышку и распределительный вал. После чего рассухарить клапана и снять пружины.

После того как неисправная пружина выявлена и заменена новой не будет лишним провести проверку размеров всех пружин клапанного механизма двигателя. Так как на двигателях с пробегом они скорее всего уже «подустали» и следующая их поломка — дело недалекого будущего. Размеры пружин клапанов и их применяемость рассмотрим в отдельной статье на нашем сайте.
Таким образом, понимая чем опасна поломка пружин клапанов двигателя автомобиля и зная как диагностировать и устранить эту неисправность можно продлить на некоторое время ресурс двигателя с большим пробегом. И продолжать эксплуатировать свой автомобиль дальше.
Еще статьи по клапанам двигателя 21083 автомобилей ВАЗ
- На каких двигателях ВАЗ гнет клапана при обрыве ремня ГРМ?
- Как понять, что нужно регулировать клапана двигателя?
- Клапана зажаты — признаки слишком маленьких зазоров клапанов
- Как подобрать шайбы для регулировки клапанов?
- Направляющие втулки клапанов двигателя ВАЗ 21083, 21093