Один из элементов топливной системы карбюраторного двигателя автомобиля ВАЗ 2109 (2108, 21099) — обратный клапан на сливной магистрали («обратке»).
Он необходим для предотвращения выливания бензина из топливного бака в случае переворачивания автомобиля и устанавливается в разрыв трубки сливной обратной магистрали из карбюратора в бак.
Чтобы обеспечить предотвращение выливания бензина обратный клапан устроен так, что пропускает топливо только в одном направлении (от карбюратора в бак), но ни как обратно.
Признаки неисправности обратного клапана сливной магистрали ВАЗ 2109
1. Двигатель автомобиля плохо запускается.
Холодный еще более менее, а вот прогретый с первой попытки завести не удастся.
2. Двигатель троит на холостых и пытается заглохнуть.
Холостой ход не устойчивый, регулировке винтами «качества» и «количества» подается с трудом или вообще не поддается.
Причины неисправности обратного клапана
Основная причина его неисправности — засорение отложениями или выход из строя. В следствии чего сливная магистраль перестает нормально функционировать, возрастает давление топлива на игольчатый клапан, он начинает больше чем надо пропускать его в поплавковую камеру, уровень в ней поднимается, вызывая попадание лишнего топлива через систему ГДС карбюратора в двигатель. Топливная смесь сильно обогащается. Как следствие залив свечей зажигания и перебои в работе двигателя на разных режимах.
Помимо прочего бензонасос сильно перегревается (так как он охлаждается за счет постоянного протока бензина). В нем, и в подающей магистрали, образуются паровые пробки, которые опять же давят на игольчатый клапан вызывая переобогащение топливной смеси. Двигатель глохнет. В ряде случаев, быстро восстановить работоспособность бензонасоса, помогает мокрая тряпка, положенная на бензонасос сверху.
Что делать если имеются признаки неисправности обратного клапана?
— Клапан нужно снять и продуть. Исправный клапан легко продувается ртом только в одном направлении (указано стрелкой на его корпусе). Неисправный не продувается ни в каком направлении. И его нужно заменить.
— Рекомендуется периодически проверять (продувать, в направлении к бензобаку, при снятой с его заливной горловины крышке) проходимость обратной магистрали и обратного клапана топливной системы, в случае засорения производить ее прочистку.
— Так же следует обратить внимание на чистоту и проходимость жиклера «обратки» — калиброванного перепускного отверстия (0,7 мм) так его засорение приведет к аналогичным проблемам. Оно расположено в крышке (верхней части) карбюратора, за штуцером обратки. Его можно увидеть если вывернуть пробку, снять сетчатый топливный фильтр карбюратора и взглянуть вовнутрь посадочного отверстия этого фильтра. Микроскопическое отверстие (всего 0,7 мм) в стенке — это и есть жиклер сливной магистрали (обратки).
Примечания и дополнения
— В ряде случаев владельцы карбюраторных восьмерок и девяток удаляют обратный клапан и ставят цельную трубку взамен разорванной чтобы предупредить его возможную неисправность и облегчить слив топлива в бак. Такая доработка на работу топливной системы ни как не влияет и может быть проделана, но из соображений безопасности лучше обратный клапан не удалять, так как от случайностей в нашей жизни зависит очень многое.
— Так же система возврата топлива в бензобак и ее обратный клапан предотвращает резкое увеличение давления топлива на игольчатый клапан карбюратора после остановки двигателя автомобиля.
— Возрастание давления топлива на входе в карбюратор может так же случиться по причине неисправности клапанов бензонасоса или неправильной регулировки его привода.
Еще статьи по топливной системе карбюраторных двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка системы вентиляции бензобака на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Из выхлопной трубы глушителя пахнет бензином, почему?
— Топливные фильтры системы питания двигателей 2108, 21081, 21083
— Неисправности топливной системы автомобилей ВАЗ
— Не держит игольчатый клапан поплавковой камеры, причины
Андрей, вот страница из книги «Карбюраторы Солекс» издательства «За рулем», где имеется описание этой функции обратного клапана.
С уважением, Вася.
Чего-чего?! Перепускной клапан обратки служит для предотвращения выливания топлива при перевороте машины?! Вася, ты какой ликбез заканчивал? А не хочешь — клапан срабатывает на открытие, когда игла запирает карбюратор и перед ней создается избыточное давление? Чтобы не было перелива и перегрузки насоса, и стоит обратка с этим клапаном — он нормально закрыт и при повышении давления в магистрали сбрасывает топливо через обратку! Вася!!!
Статья просто гениальная … Сначала оптсуеться что если клапан не исправен будет куча проблем ,троение двигателя,трудный запуск… А в конце статьи пишут что многие его снимают и сьаввят трубку чтобы он не ломался и то что так нормально ездить только не безопасно
Здравствуйте. Вполне может быть, что из-за обратного клапана. Так же вполне возможно, что обратка плохо пропускает бензин обратно в бак. У меня на 21083 была похожая ситуация. Оказалось в трубке обратки в заборнике топлива в бензобаки был кусок грязи. При чем трубка вроде бы как с усилием, но продувалась.
Добрый вечер. Холодная заводится с пол оборота, горячую нужно долго крутить и заведется с трудом, но если педалью поработать, то тоже с пол оборота. Если закрыть подсос будет глохнуть пока педаль пару раз не нажать — холостой не появится. После поездки до первого светофора холостой ход 1500об, опять же если педаль понажимать холостой вернется в 850об. Карб вроде как настроил карбюраторщик. Обливается бензином на новой целой прокладке, болты затянуты хорошо. Поплавки выставлял и больше, и меньше уровень — все равно бензин сочится. Есть провалы. Может ли из-за клапана это быть?