Почему греется коммутатор системы зажигания двигателя ВАЗ?

Почему греется коммутатор ВАЗ 2108, 2109Коммутатор бесконтактной системы зажигания карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ имеет одно не очень понятное свойство — он греется. Причем греется так, что может внезапно сгореть оставив водителя один на один с заглохшей машиной посреди чистого поля или оживленного проспекта.

Вот несколько причин объясняющих нагрев коммутатора и пара  рекомендаций, как заставить его укладываться в нужный температурный режим. На примере коммутатора ВАЗ 21093 с двигателем 21083.

Почему греется коммутатор системы зажигания двигателя ВАЗ?

На самом деле нагрев некоторых моделей коммутатора до 40-50° С (не обжигает руку если потрогать) не является неисправностью. То, что он греется — побочный эффект его работы.

Коммутатор системы зажигания ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций полупроводниковый прибор состоящий из нескольких элементов (микросхемы, транзистора, стабилитронов, резисторов, конденсаторов и пр.). Во время работы коммутатора происходит постоянное их срабатывание при прохождении электрического тока. Например, при получении импульсов от датчика Холла — отпирание и запирание транзистора.

Такая работа вызывает нагрев этих элементов. Соответственно весь коммутатор довольно ощутимо греется. Для отвода тепла его устанавливают на алюминиевом радиаторе в месте исключающем дополнительный нагрев от двигателя, деталей системы охлаждения и продуваемом прохладным воздухом при движении автомобиля. На ВАЗ 2108, 2109, 21099 это щит моторного отсека.

коммутатор ВАЗ 2108, 2109, 21099
Коммутатор бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 на щите моторного отсека


Однако, так как коммутатор работает в паре с катушкой зажигания (соединен с ее первичной обмоткой), в случае ее неисправности (межвитковое замыкание) или ее не соответствия коммутатору, нагрев может стать критическим и он выйдет из строя («сгорит») или начнет работать как попало.

Так же на сильный нагрев коммутатора влияет большое сопротивление в высоковольтной цепи системы зажигания, которое вызывает повышенное напряжение тока самоиндукции в катушке. Окислившиеся контакты в крышке и на в/вольтных проводах, несоответствующие в/вольтные провода с повышенным сопротивлением или выгоревшей центральной жилой, большой зазор между электродами свечей зажигания, подвисший или разрушенный уголек в крышке трамблера, плохой контакт с «массой», вот возможные «виновники» черезмерного нагрева коммутатора.

Что делать если коммутатор постоянно греется?

Важно не допустить сильного перегрева коммутатора. Для этого нужно следить за чистотой его наружной поверхности и алюминиевого радиатора, чтобы не ухудшались условия теплоотвода. А так же не устанавливать коммутатор в других местах кроме штатного. Если нагрев слишком сильный, есть смысл проверить катушку зажигания, и систему зажигания в целом.

При возникновении подозрения на неисправность коммутатора его можно предварительно проверить в «полевых» условиях. Для проверки нужен вольтметр. Включаем зажигание и смотрим за его стрелкой или показаниями на дисплее. Если коммутатор исправен, стрелка поднимется приблизительно до середины шкалы и после секундной паузы отклонится немного вправо (показания на дисплее сначала будут небольшими, а потом возрастут до напряжения бортовой сети). Это он отключает подачу напряжения на катушку через 1,5 сек, если не произошло запуска двигателя.

Если вольтметра нет можно использовать контрольную лампу, подключив ее одним проводом к выводу «Б» катушки зажигания, а другим к «массе» (например, к кузову). При включении зажигания она загорится сначала тускло, а потом ярче. Если все так, то коммутатор исправен.

Примечания и дополнения

— Степень нагрева коммутатора и продолжительность его службы напрямую зависит от качества установленных в него полупроводников и иных комплектующих так как нагрузка на него идет постоянно. Большинство современных производителей заявляют о высоком качестве своих изделий, но при выборе нового коммутатора лучше предварительно собрать информацию и отзывы о данной модели.

Еще статьи по бесконтактной системе зажигания карбюраторных двигателей ВАЗ

— Признаки неисправности датчика Холла

— Греется катушка зажигания, причины

— Сильная и слабая искра, причины неисправности

— Пробивают высоковольтные провода признаки и причины

— Признаки (симптомы) неисправности коммутатора системы зажигания

— Проверка коммутатора контрольной лампой

Подписывайтесь на нас!
Twokarburators-Vk
Twokarburators-Ok
Twokarburators-Telegram
Twokarburators-Dz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *