Как известно, электропроводка практически всех автомобилей, рассматриваемых на нашем сайте, выполнена по однопроводной схеме.
То есть, в качестве минусовой ее части выступает сам кузов автомобиля. А по реально существующим «плюсовым» проводам подается питание к различным потребителям его бортовой сети.
Конечно существует какое-то определенное количество «минусовых» проводов. Но они обычно не большой длины и выполняют роль некоего соединителя потребителя с «массой». То есть с кузовом.
Все провода в электрооборудовании автомобиля имеют изоляцию, для предотвращения возникновения короткого замыкания (кз).
Как возникает короткое замыкание в электропроводке автомобиля?
Однопроводная конструкция электрооборудования автомобиля очень «удобна» для появления так называемого короткого замыкания (кз). То есть ситуации, когда оголившийся по каким то причинам «плюсовой» провод соприкасается с кузовом автомобиля («массой») без нагрузки.
В результате происходит нагрев провода, плавление его оболочки и искрение в месте контакта с «массой». Что может привести как минимум к перегоранию предохранителя защищающего электрическую цепь от подобной неисправности. Либо к отгоранию части провода и «обрыву» в электрической цепи. И в самом худшем случае — происходит возгорание в месте короткого замыкания. Что чревато уже практически катастрофическими последствиями.
Какие есть причины короткого замыкания?
Чаще всего короткое замыкание в проводке автомобиля возникает по причине обрыва провода в какой-либо электрической цепи. Они часто переламываются и рвутся в районе деталей с частыми перемещениями. Например, на стыках дверей и стоек кузова, задней двери или крышки багажника и кузова, капота и кузова.
Помимо этого переламывание и разрыв может произойти при сильном натяжении провода. Когда он неудачно проложен. Например, при ремонте электропроводки. И в таком изогнутом или натянутом положении касается какой-то поверхности кузова или салона.
Так же возможно возникновение короткого замыкания при проведении кузовного ремонта. Когда сваркой пережигаются провода. И оплавляется их изоляция. Например, при замене порогов автомобиля часто страдает проводка идущая вдоль всего кузова на задние фонари автомобиля.
Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля?
Предварительно на электрическую цепь с коротким замыканием нам укажет сгоревший предохранитель в монтажном блоке реле и предохранителей. Ну а дальше применяем проверенный временем способ поиска кз.
Существует классический прием поиска места короткого замыкания в проводке автомобиля. Он основан на методе исключения. Для его реализации нам потребуется контрольная лампа.
Контрольная лампа для поиска кз
Она представляет собой лампочку на 12В, 6А. Контрольную лампу можно изготовить самостоятельно. За основу берем патрон от повторителя указателей поворота с крыла автомобиля ВАЗ 21083. К нему при помощи разъемов присоединяем два провода из проводки этого же автомобиля. Концы проводов при желании можно пропаять оловом или установить на них наконечники. В нашем случае они просто зачищены. Таким образом, буквально за пять минут из подручных средств мы собрали нормально функционирующий диагностический прибор.
Способ поиска короткого замыкания
Устанавливаем контрольную лампу взамен сгоревшего предохранителя. Включаем зажигание, включаем выключатель или переключатель (если он есть в данной цепи) и наблюдаем за ней. Если лампа горит ярко, значит в проводке идущей на этот предохранитель есть короткое замыкание. Если лампа не горит, либо тускло светит то возможно, предохранитель сгорел от скачка напряжения в бортовой сети или просто ему уже пришел срок. И короткого замыкания нет.
Выяснив с помощью контрольной лампы, что короткое замыкание имеет место быть начинаем поочередно отсоединять провода этой цепи от соединительных колодок в монтажном блоке. До тех пор пока контрольная лампа, установленная вместо предохранителя, не погаснет. Таким образом мы методом исключения находим замыкающий на «массу» провод.
Например, на автомобиле ВАЗ 21083 постоянно перегорает предохранитель стоп-сигналов в задних фонарях. Для монтажного блока 17.3722 это №6, для 2114 F3.
Подключаем вместо этого предохранителя контрольную лампу. Включаем зажигание. Лампа загорается сигнализируя нам о наличии кз. Поочередно отключаем элементы электрической цепи включения стоп-сигналов. А именно, колодки на задних фонарях, колодку Ш9, Х9 монтажного блока, провода с выключателя «стопов» под педалью тормоза и т.д. согласно схеме. Когда будет отключен вышедший из строя участок цепи контрольная лампа погаснет. Далее необходимо будет устранить причину неисправности, либо заменить элемент цепи новым.
Таким образом мы выяснили, что короткое замыкание (кз) — это замыкание «положительного» провода электропроводки автомобиля на минус, то есть «массу».
Примечания и дополнения
Короткое замыкание может возникнуть не только в проводах электрических цепей бортовой сети автомобиля. Но и в самих потребителях. Например, в генераторе, стартере или аккумуляторной батарее (АКБ).
Вместо контрольной лампы к контактам предохранителя в монтажном блоке можно подключать вольтметр. Если есть короткое замыкание он будет показывать определенное напряжение, если замыкания нет, то и напряжения нет.
Еще статьи по электропроводке (электрооборудованию) автомобиля
- — Минус «масса» в электрооборудовании автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099
- — Как определить утечку тока в электрооборудовании автомобиля
- — Мультиметр, примеры работы в бортовой сети автомобиля
- — Как найти короткое замыкание в электропроводке автомобиля?
- — Как вынуть провода из соединительной колодки (фишки) электропроводки автомобиля
- — Как найти «обрыв» в электропроводке автомобиля




