Существует как минимум две неисправности помпы (насоса системы охлаждения) появление которых могут быть фатальны для двигателя автомобиля.
То есть, если они случились, то двигатель можно сразу снимать и отдавать на капитальный ремонт.
Рассмотрим их поподробнее. А так же разберемся на каких именно двигателях возможны такие проблемы с помпой.
В качестве примера используем двигатель 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099. У которого система охлаждения как раз с принудительной циркуляцией от насоса (помпы) с крыльчаткой. Такая система типична для большей половины двигателей автомобилей ВАЗ, рассматриваемых на нашем сайте.
Две неисправности помпы (насоса системы охлаждения) фатальные для двигателя автомобиля
1. Заклинивание подшипника вала помпы.
При выходе из строя подшипника на котором вращается вал помпы, сразу возрастают шансы его заклинивания. Что, в большинстве случаев, может привести к обрыву ремня привода ГРМ (газо-распределительного механизма) двигателя.
А это, для большей части двигателей автомобилей ВАЗ с ременным приводом ГРМ и втыковыми поршнями (без проточек) чревато загибанием клапанов.
Плюс ко всему могут быть повреждены их направляющие втулки и поршни. В итоге такая неисправность помпы оказывается фатальной для двигателя. И ему потребуется капитальный ремонт.
На схеме ниже виден вал помпы и его подшипник.
Для двигателей автомобилей ВАЗ с цепью в приводе ГРМ заклинивание помпы так же может оказаться фатальным. Но риск сильного повреждения двигателя гораздо ниже.
Как предотвратить и диагностировать заклинивание помпы?
Для предотвращения возникновения такой проблемы необходимо периодически проверять люфт вала. Для этого придется рукой, с усилием, покачивать вал помпы за зубчатый шкив. В исправной помпе люфта быть не должно.
Помимо этого вышедший из строя подшипник вала помпы обычно выдает себя повышенным шумом, который хорошо слышен при работе двигателя на холостых.
Для уточнения, что именно гудит, помпа или генератор, можно снять ремень привода генератора и запустить двигатель. Если шум на холостом ходу остался, помпа явно неисправна.
2. Внезапная течь охлаждающей жидкости (ОЖ) из помпы.
При износе сальника или подшипника (при износе подшипника вал помпы начинает «бить») происходит быстрая разгерметизация уплотнения вал-сальник. И как следствие происходит внезапная утечка охлаждающей жидкости — ОЖ (антифриза, либо тосола) из системы охлаждения двигателя. По валу помпы.
В другом случае, гораздо реже, виновником внезапной течи антифриза (тосола) является изношенное уплотнительное кольцо (прокладка) помпы. Которая установлена между корпусом насоса и блоком цилиндров двигателя автомобиля.
Внезапное вытекание антифриза (тосола) сразу же приводит к перегреву двигателя. Особенно, если такая неприятность приключилась во время движения. И водитель не успел вовремя остановить автомобиль.
Последствия перегрева двигателя автомобиля.
Даже кратковременная работа сильно нагретого двигателя автомобиля на температурах превышающих рабочую температуру приводит к возникновению негативных последствий для его основных систем и механизмов.
Перегрев приводит к деформации головки блока и иногда привалочной поверхности самого блока цилиндров двигателя. Часто деформация появляется по оси цилиндров. Последствия этой неисправности такие же как и при прогорании прокладки. В большинстве случаев они появляются одновременно после остывания перегретого двигателя. После чего двигатель придется капиталить. См. «Чем опасен перегрев для двигателя автомобиля?».
Как предотвратить и диагностировать течь помпы?
На ранней стадии появления этой неисправности, при визуальном осмотре, можно обнаружить сырость, запотевание и капли влаги на ее корпусе и поддоне двигателя со стороны помпы. В большинстве случаев удается заметить сырость именно на поддоне, так как для доступа к корпусу насоса и проведения его осмотра нужно снимать крышку привода ГРМ. Уровень жидкости в расширительном бачке практически не падает. Если и приходится доливать ОЖ, то не часто.
В нижней части корпуса помпы есть специальное отверстие через которое начинает подтекать антифриз. Что является сигналом о появлении не герметичности сальника вала.
Следующая стадия (и чаще всего последняя) выхода из строя помпы — заметная течь тосола (антифриза) под нее и дальше на поддон двигателя. Под автомобилем могут образовываться пятна и даже лужи из охлаждающей жидкости. Уровень в расширительном бачке постоянно падает и приходится все время доливать ОЖ. Обычно на этой стадии большинство водителей начинают замечают неисправность и принимают меры к ее устранению.
См. «Течет помпа системы охлаждения двигателя ВАЗ 21083, причины».
Таким образом, заклинивание подшипника вала помпы и внезапная течь из под нее охлаждающей жидкости могут оказаться фатальными для двигателя автомобиля. И привести к его капитальному ремонту.
Примечания и дополнения
— Срок службы насоса системы охлаждающей жидкости (помпы) двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 довольно большой. Если установлена качественная деталь, то и 100.000 км пробега не предел. На ее работоспособность влияет качество изготовления, сила натяжения ремня, качество залитой в систему охлаждающей жидкости и степень ее загрязнения. Учитывая влияние этих негативных факторов на ее ресурс, то 30-40 тыс км — уже очень хорошо.
Поэтому, необходимо периодически проверять состояние помпы. Например, приурочить такую проверку к замене масла раз в 10.000 км пробега. Проверка включает в себя как минимум визуальный осмотр для обнаружения течи и покачивание шкива помпы (для обнаружения люфта).
— Насос ОЖ (помпу) двигателя 21083 можно отремонтировать, спрессовав крыльчатку, шкив, вывернув стопорный болт подшипника. Чаще всего меняется подшипник и сальник. Но, проще сэкономить время и трудозатраты, и заменить неисправную помпу целиком, так как стоит она не так уж и дорого.
Еще статьи по системе охлаждения двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Заклинил термостат, признаки и причины неисправности
— Ржавый антифриз (тосол) в расширительном бачке, почему?
— Признаки появления воздушной пробки в системе охлаждения двигателя
— Крышка расширительного бачка системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Быстрая диагностика причин перегрева двигателя автомобиля