Регулировка рулевой рейки автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 проводится как без снятия ее с автомобиля, так и на снятой рейке.
Поводом к проведению регулировки может послужить появление неприятного стука с ее стороны при проезде неровностей и во время движения по ухабам и ямам.
Убедится, что стучит именно рулевая рейка можно при помощи простой проверки. Необходимо с усилием подергать рулевые тяги, взявшись за них рукой ближе к месту их крепления к рейке. В случае неисправности рука сразу ощутит люфт при покачивании. В некоторых случаях можно даже визуально увидеть как перемещаются болты крепления тяг.
В таком случае можно предположить, что из-за износа увеличился зазор между зубчатой рейкой и прижимающим ее упором. В идеале он составляет 0,12 мм. Если зазор больше, будет стук.
Попробуем регулировкой уменьшить зазор до нормы и убрать этот стук.
1. Регулировка рулевой рейки без снятия ее с автомобиля.
Для регулировки рейки потребуется специальный ключ с восьмигранной головкой на «17» и подъемник (либо яма или эстакада).
— Устанавливаем автомобиль на подъемник (яму или эстакаду).
— Специальным ключом вращаем регулировочную гайку до отказа.
Она расположена на нижней части корпуса рулевой рейки. Доступ к ней неудобен, но подлезть можно.
— Отпускаем гайку приблизительно на половину грани ключа.
— Убеждаемся, что руль крутится легко, а рейка перестала стучать.
Для чего спускаем автомобиль с подъемника (сгоняем с ямы или эстакады). Крутим руль вправо и влево. Должен крутиться довольно легко и не закусываться в крайних положениях. Совершаем пробную поездку. Во время которой так же проверяем легкость вращения руля и наличие стука. Если руль вращается вполне приемлемо, а стука больше не слышно, значит регулировка помогла. Если руль вращается туго и стук остался, то придется снимать рейку с автомобиля, разбирать ее, заменять вышедшие из строя детали. После чего, перед установкой ее на автомобиль нужно будет опять провести регулировку с помощью специального ключа.
2. Регулировка снятой с автомобиля рулевой рейки 2108.
— После сборки рулевой рейки затягиваем специальным ключом ее регулировочную гайку до отказа. Момент затяжки 1,12-1,37 кгс.м, что довольно слабо.
— После чего отпускаем гайку на 2 деления (они нанесены на гайке). Это приблизительно 24 градуса.
В результате такой затяжки, а потом отпускания обеспечивается нужный зазор между упором рейки и самой зубчатой рейкой.
— Проверяем легкость перемещения зубчатой рейки вращая вал ее привода. Устанавливаем рулевую рейку на автомобиль и еще раз проверяем наличие стуков во время движения.
Примечания и дополнения
— Чаще всего у рулевой рейки выходит из строя пластмассовая опорная втулка, установленная в корпусе (на нее опирается дальний конец зубчатой рейки). На втором месте место контакта зубцов рейки и шлицов вала привода. Здесь возможен износ при длительной эксплуатации или если установлена деталь низкого качества.
Еще статьи по рулевому управлению автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка внутренних наконечников рулевых тяг ВАЗ 2108, 2109
— Как устранить стук рулевой рейки автомобиля?
— Признаки (симптомы) неисправности рулевой рейки автомобиля
— Устройство рулевой рейки автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка рулевого управления и регулировка рулевого механизма автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Как смазать рулевую рейку не снимая ее с автомобиля?