Проверить сам датчик концентрации кислорода (ДК) в отработанных газах (Лямбда-зонд) на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с инжекторным двигателем 2111 и ЭСУД можно только заменив его заведомо исправным. Но, в любом случае всегда следует проверять его электрическую цепь, так как возможно неисправность имеется не непосредственно в датчике кислорода, а в его электрической цепи.
Для проведения проверки необходимо иметь мультиметр (автотестер) с режимом вольтметра.
Порядок проверки датчика кислорода автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
1. Отсоединяем соединительную колодку от датчика кислорода.
Зажигание должно быть выключено. Открываем капот находим колодку и разъединяем ее.
2. Включаем зажигание.
3. Устанавливаем мультиметр в режим вольтметра.
4. Присоединяем выводы мультиметра к контактам колодки проводов.
Присоединяем выводы к контактам соединительной колодки датчика кислорода согласно схеме.
Минусовой провод мультиметра на «массу», «плюсовой» на вывод «В» колодки жгута проводов к датчику кислорода (выводы в колодке помечены).
Таким образом проверяем поступление электрического тока на нагревательный элемент датчика кислорода. Напряжение на выводе «В» должно составлять 12 В. Если оно меньше или вообще отсутствует, то возможен «обрыв» в проводе, либо разряжена АКБ, либо неисправен блок управления ЭСУД.
«Минусовой» провод на вывод «С» колодки жгута проводов к датчику, «плюсовой» на вывод «А».
Таким образом проверяем управляющую цепь (наличие опорного напряжения с ЭБУ). Напряжение на выводах должно быть 0,45 В. Если его нет или оно отличается более чем 0,02 В – неисправна цепь питания («обрыв») или ЭБУ.
Поиск провода с «обрывом» можно провести по схеме ЭСУД. См. «Схема ЭСУД автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 под нормы ЕВРО 2». и схеме «Устройство датчика кислорода ВАЗ 21083 инжектор».
Примечания и дополнения
— Датчики кислорода имеются в ЭСУД автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 под Евро 2 и выше.
— По цвету отложений на датчике кислорода можно определить неисправность двигателя или системы впрыска топлива. Черные отложения (сажа) — двигатель работает на переобогащенной топливной смеси, белый порошкообразный налет — датчик «отравлен» кремнием (при ремонте двигателя скорее всего применялся герметик — источник кремния), так же белые или зеленоватые отложения могут свидетельствовать о попадании охлаждающей жидкости в камеры сгорания (пробита прокладка под головку блока, либо трещины в блоке цилиндров), коричневый нагар — избыток моторного масла попадает в камеры сгорания и выпускную систему (засорена вентиляция картера, изношена поршневая группа или клапана).
Еще статьи по проверке датчиков ЭСУД автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Реле и предохранители ЭСУД ВАЗ 2108, 2109, 21099 (инжектор)
— Проверка ДПКВ инжекторного двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Как работает система впрыска топлива двигателя 2111
— Проверка регулятора холостого хода (РХХ) двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099