СО потенциометр является элементом электронной системы управления двигателем (ЭСУД) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099. Он устанавливался на автомобили до 2000 г. в., без каталитического нейтрализатора и лямбда-зонда (датчика кислорода).
СО потенциометр автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 с впрысковым двигателем 2111
1. Назначение СО потенциометра.
СО потенциометр на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 предназначен для ручной регулировки содержания СО в отработанных газах на холостом ходу.
2. Расположение на автомобиле.
На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 СО потенциометр располагался на щите моторного отсека, слева по ходу движения автомобиля.
3. Устройство СО потенциометра.
СО потенциометр является переменным резистором, то есть прибором, меняющим поданное на него напряжения в зависимости от положения ползунка.
4. Принцип действия СО потенциометра.
Блок управления ЭСУД подает на СО потенциометр напряжение 5 В. Вращением регулировочного винта на СО потенциометре можно добиться выхода этого напряжения в пределах 1 – 4,6 В. По величине выходного напряжения с СО потенциометра блок управления либо обогащает, либо обедняет топливную смесь на холостом ходу. Выше напряжение – смесь беднее и наоборот ниже — богаче. Соответственно содержание СО в отработанных газах меняется.
Положение винта потенциометра, при котором содержание СО в отработанных газах соответствует норме регулируется на прогретом работающем двигателе с помощью газоанализатора.
Аналог СО потенциометра – винт регулировки «качества» топливной смеси на карбюраторе.
5. Применяемость СО потенциометра на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099.
На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с контроллерами ЭСУД: Январь 4.1, BOSH 1.5.4 применяется СО потенциометр 2112-1413120.
6. Неисправности СО потенциометра.
При выходе из строя СО потенциометра блок управления ЭСУД заносит в сою память ошибку (27, 28) и включает контрольную лампу «Проверь двигатель» (CHEK ENGINE).
В случае неправильной установке винта потенциометра при регулировке можно «добиться» повышенных или неустойчивых оборотов холостого хода и (или) увеличения расхода топлива двигателем автомобиля.
Примечания и дополнения
— На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 после 2000 г. в. без нейтрализатора СО потенциометр отсутствует. Регулировку СО в отработанных газах на этих автомобилях можно провести, подключив технологический потенциометр (переменный многооборотный резистор сопротивлением 10 кОм) либо диагностический сканер к контактам «А» и «D» колодки диагностики.
— После заводской регулировки винт СО потенциометра запломбирован.
Еще статьи по ЭСУД автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Порядок работы системы впрыска инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Схема системы распределенного впрыска топлива с СО потенциометром (нормы токсичности Россия-83)
— Виды впрыска на инжекторных двигателях автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Применяемость контроллеров (ЭБУ) в ЭСУД автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Датчик кислорода инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099