Руководство по эксплуатации транспортных средств предписывает проводить проверку состояния приводов передних колес в целом и шрусов в частности, на автомобилях ВАЗ 2113, ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 всего один раз в 15.000 км пробега.
Либо при внезапном появлении посторонних звуков (хруста и щелчков) со стороны передних колес. Или вибрации при движении автомобиля.
Посмотрим, что именно входит в такую проверку и как ее выполнить своими силами.
Необходимые инструменты и приспособления
Один или лучше два домкрата.
Две подставки под автомобиль.
Подготовительные работы
— Вывешиваем передние колеса автомобиля.
Можно поддомкратить автомобиль с обеих сторон и опреть его на подставки.
— Включаем нейтральную передачу.
Так как нам предстоит вращать колеса автомобиля, необходимо включить нейтральную передачу.
Проверка приводов передних колес и шрусов ВАЗ 2113, ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115.
1. Проводим осмотр защитных чехлов (пыльников) шрусов.
Пыльники не должны иметь повреждений. Трещин и разрывов поверхности. Через которые вытекает смазка. Проминаем их руками с разных сторон, что бы наверняка выявить неисправность.
Проверяем целостность хомутов крепления пыльников и плотность их посадки.
Поврежденный пыльник (защитный чехол) шруса подлежит замене. Так как через трещины и разрывы во внутрь него попадает вода и грязь. Которые достаточно быстро разрушают шарнир. Вода вымывает смазку из шруса, повышая трение, а грязь и песок выступают в роли абразива.

Следует учитывать, что повреждение пыльников шрусов на автомобилях ВАЗ 2113, 2114, 2115 может произойти из-за естественного старения (деталь просто выработала свой ресурс). А так же, возможно их случайное механическое повреждение. После которого, в некоторых случаях, есть шанс обойтись лишь его заменой. И не менять весь шрус целиком.
Например, если автомобиль двигался по глубокой колее, которая задела за пыльник. Либо автомобиль буксовал, зарываясь передними колесами в песок или снег. Или грязь (глина) намерзла (налипла) на его поверхность. Так же возможно был удар в зону передней подвески, который зацепил пыльник.
Если подобные проишествия имели место и повреждение пыльника было вовремя замечено и автомобиль проехал немного, то необходимо провести замену пыльника и промывку шарнира. С заменой смазки.
Если автомобиль с подобной проблемой ездит уже давно, а так же появились признаки выхода приводов и шрусов из строя, то придется проводить замену неисправных деталей.

2. Проверяем наличие люфта в приводах колес.
Исправные приводы колес на автомобилях ВАЗ 2113, ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 не должны иметь люфтов при перемещении.
Поэтому выставляем колеса в положение для прямолинейного движения и рукой качаем приводы за палки. В разных направлениях. Ощутимого люфта быть не должно.
Шарнир, в котором выявлен люфт необходимо заменить.
3. Проверяем приводы колес на наличие биения.
Для проверки вращаем колесо руками и визуально наблюдаем за вращением вала привода. Вал должен вращаться ровно.
Привод с деформированным валом заменяем новым. Целиком.
4. Поверяем наличие посторонних шумов и звуков.
По очереди руками крутим передние колеса автомобиля то в одну, то в другую сторону. При вращении слушаем звуки и шумы. Не должно быть хруста, стуков. повышенного шума и щелчков.
Таким образом, проведя эти несколько несложных манипуляций с приводами и шрусами передних колес автомобилей ВАЗ 2113, ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 можно убедиться либо в их исправности, либо, наоборот, в неисправности. И своевременно принять меры к устранению возможных проблем.

Примечания и дополнения
— В некоторых случаях хруст шруса можно спутать с неисправностью других деталей передней подвески. Например, так дает о себе знать поломанная пружина стойки. Похожий звук издает колесо при движении автомобиля, если болты его крепления не затянуты до конца. Поэтому прежде чем бросаться менять шрус необходимо предварительно проверить состояние подвески и ходовой части автомобиля.
Еще статьи по приводам колес автомобиля ВАЗ 2113, ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115
— Замена наружного шруса (гранаты) ВАЗ 2113, 2114, 2115