Попробуем разобраться с применяемостью датчиков кислорода (лямбда-зонд) в ЭСУД двигателей автомобилей ВАЗ рассматриваемых на нашем сайте.
А именно нас будет интересовать какому ЭБУ соответствует тот или иной датчик кислорода и взаимозаменяемы ли они.
Такая предварительная информация может помочь разобраться с применяемостью при самостоятельном подборе этого датчика для конкретного двигателя ВАЗ.
Двигатели ВАЗ с контроллером (ЭБУ ЭСУД) GM и Январь-4
На эти двигатели изначально ставился датчик кислорода производства фирмы АС. Он имел четыре провода к соединительной колодке. Был оборудован подогревом с мощностью нагревательного элемента 12 Вт. Минусовой провод этого датчика был закреплен на его корпусе. В продаже его найти довольно сложно. Но ему есть замена.
Это такой же датчик, того же производителя (АС), с теми же характеристиками, но минусовой провод которого прикреплен внутри корпуса датчика.
Двигатели ВАЗ с блоками управления (ЭБУ ЭСУД) Bosch
Это системы Bosch MP7.0, M1.5.4, Январь-5.1 и VS-5.1. Датчик кислорода для этих ЭСУД то же Bosch. А именно LSH-25 0 258 005 133. Он имеет нагревательный элемент мощностью 18 Вт. С датчиком кислорода для ЭСУД GM он не взаимозаменяем так как алгоритмы управления этими системами различны. Хотя разъемы соединительной коробки у них одинаковы.
Если в перечисленных выше ЭСУД предусмотрено выполнение норм токсичности Евро-3, то в дополнение к этому датчику кислорода будет установлен еще один. После каталитического нейтрализатора. Он предназначен для контроля состава выхлопных газов выходящих из нейтрализатора и оценки работы первого датчика.
Это датчик LSH-25 0 258 005 247. См. фото в начале статьи. По резьбе он аналогичен LSH-25 0 258 005 133. Но имеет другую конструкцию наконечника и другой разъем соединительной колодки проводов.
Двигатели ВАЗ с контроллером M7.9.7 и Январь-7.2
Тут применяется датчик кислорода LSH 4.2 0 258 005 537. Его отличительная особенность — наличие гофрированного чехла на выходе проводов из корпуса. И наконечник с небольшими отверстиями. Он имеет нагревательный элемент мощностью 7 Вт. Если ЭСУД М7.9.7 на двигателе удовлетворяет нормы Евро-3, то после нейтрализатора будет установлен еще один дополнительный датчик кислорода. И это будет точно такой же LSH 4.2 0 258 005 537.
Таким образом зная какие именно датчики кислорода ставятся в ту или иную систему управления (ЭСУД) двигателя ВАЗ можно самостоятельно подобрать нужную деталь для замены.
Примечания и дополнения
Датчик кислорода работает только в прогретом как минимум до 300 градусов состоянии. Для вывода датчика на рабочий режим в нем установлен нагревательный элемент.
Пока двигатель холодный, контроллер подает на датчик кислорода опорный сигнал 450 мВт, взамен получает сигнал 300-600 мВ. В такой ситуации расчет топливоподачи ведется без учета показаний датчика кислорода, так называемый режим «разомкнутой петли». Учитываются показания только датчиков положения коленчатого вала, датчика массового расхода воздуха, датчика положения дроссельной заслонки, датчика температуры охлаждающей жидкости. Взамен показаний датчика кислорода применяются некие усредненные значения, имеющиеся в программе. Топливная смесь в этом случае несколько переобогащена, но это и требуется для не прогретого двигателя.
По мере прогрева датчика его показания выходят за пределы 300 – 600 мВ и контроллер начинает расчет топливоподачи в режиме «замкнутой петли», то есть с учетом показаний датчика кислорода.
— Состав топливовоздушной смеси, при котором происходит наиболее полное ее сгорание в двигателе, называется стехиометрическим. Это соотношение 14.7/1 (14.7 частей воздуха и 1 часть топлива). Его устанавливает контроллер, ориентируясь на показания датчика кислорода. Еще одно название стехиометрического состава топливной смеси – Лямбда, поэтому датчик кислорода называется Лямбда-зонд.
Еще статьи по датчику кислорода для двигателей автомобилей ВАЗ
- Зачем нужен второй — диагностический датчик кислорода?
- Чем можно «отравить» датчика кислорода ЭСУД двигателя?
- Как работает датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд) ЭСУД?
- Признаки (симптомы) неисправности датчика концентрации кислорода
- Проверка датчика кислорода ВАЗ 21083, 21093, 21099