Существует несколько признаков (симптомов) по которым можно самостоятельно определить, что пришла пора менять рулевые наконечники (наконечники рулевых тяг).
Основная их неисправность — это разрушение пластикового картриджа (вкладыша, обоймы) внутри шарнира наконечника.
Как следствие появляются стуки в передней подвеске автомобиля и нарушается работа рулевого управления автомобиля. Помимо этого встречается заклинивание пальца наконечника в шарнире.
На примере автомобиля ВАЗ 21093 (21083, 21099) перечислим признаки (симптомы) неисправности наконечников рулевых тяг чтобы в случае возникновения необходимости можно было самостоятельно диагностировать и устранить проблему.
Как понять, что пришла пора менять рулевые наконечники?
1. Появился стук со стороны передних колес.
Вышедший из строя наконечник рулевой тяги издает дробный, повторяющийся стук со стороны колеса при движении автомобиля по неровной дороге (щебенка, гребенка, ямы и пр.). Стук хорошо слышен и ощущается на рулевом колесе. При движении по ровной дороге стук наконечников отсутствует.
Наконечник рулевой тяги автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 представляет собой шаровый шарнир. Палец наконечника выполнен в виде сферы с одной стороны и резьбовой части с другой. Сфера завальцована в корпус наконечника. В корпусе имеется пластиковый вкладыш поджатый пружиной к сфере. Шарнир загерметизирован пластичной смазкой и закрыт сверху пыльником. При разрушении вкладыша внутри шарнира появляется люфт, который при появлении нагрузки на наконечник вызывает стук.
2. Изменилась управляемость автомобиля на дороге.
Автомобиль во время перемещения на скорости по дороге приходится ловить рулем. Повороты колес при движении по кривой происходят с запаздыванием. Все из-за увеличения зазоров в наконечниках рулевых тяг. При вращении руля сначала выбираются эти люфты, а уж потом дело доходит до поворота колес, что водителем ощущается как потеря связи с дорогой.
Свою роль в ухудшение управляемости автомобиля играет и некоторое нарушение углов установки передних колес (схождение) в случае неисправности рулевых наконечников.
3. Увеличился люфт рулевого колеса.
Люфт в шарнирах наконечников рулевых ляг отражается на увеличении люфта (свободного хода) рулевого колеса. Норма люфта для автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 не более 5 градусов или перемещение на 12-13 см обода руля.
4. Начало «подъедать» протектор шин передних колес.
Так как при увеличении люфта в шарнирах рулевых наконечников, в случае их неисправности, сбиваются углы установки передних колес (схождение), то рано или поздно наружную часть их протектора начнет стирать.
5. Тугое вращение рулевого колеса.
При заклинивании пальца наконечника в его шарнире для вращения рулевого колеса придется большее усилие.
Примечания и дополнения
— Чтобы установить наверняка, что стучат или подклинивают именно рулевые наконечники необходимо их проверить. См. «Проверка наконечников рулевых тяг автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Вот, например, проверка на заклинивание. Взявшись рукой за наконечник, прикладываем к нему усилие снизу вверх, резко и несколько раз перемещая корпус наконечника вдоль оси его пальца. Перемещение корпуса на 1-2 мм свидетельствует о том, что палец не подклинивает в корпусе и перемещается, сжимая находящуюся внутри пружину. В противном случае наконечник рулевой тяги считается неисправным и так же подлежит замене.
— При обнаружении неисправности рулевого наконечника необходимо провести его замену. Это можно сделать самостоятельно. Подробно о всех нюансах такой работы см. «Замена наконечников рулевых тяг на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Еще статьи по рулевому управлению автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Признаки (симптомы) неисправности рулевой рейки автомобиля
— Проверка внутренних наконечников рулевых тяг ВАЗ 2108, 2109
— Стучит рулевая рейка ВАЗ 2108, 2109, 21099, причины
— Устройство рулевого управления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка рулевого управления и регулировка рулевого механизма автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099