Перестановка местами свечей зажигания — один из способов как, без специальных приборов и приспособлений, довольно точно определить, что же вышло из строя двигатель или свеча.
Он подойдет в том случае если одна из свечей постоянно забивается нагаром и отказывается работать.
На примере двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 у которого свеча в четвертом цилиндре почему-то стала чернеть, а в остальных нет, проведем диагностику причин этой неисправности путем перестановки свечей местами.
Диагностика двигателя перестановкой местами свечей зажигания
Когда одна свеча в двигателе довольно быстро становится черной от нагара (а остальные нет) и работает через раз или вовсе отказывается работать, возникает необходимость определить, что же вышло из строя. Либо неисправна сама свеча зажигания, либо по каким-то причинам нарушена работа одного цилиндра двигателя.
Конечно для определения причин неисправности можно установить вместо проблемной свечи новую и проверить забьется она нагаром через некоторое время или нет. Но мы пойдем другим путем, так как нам неизвестно состояние новой свечи. Вдруг она тоже нерабочая.
Исходя из того, что у нас всего одна свеча с черным нагаром, а остальные нет, можно предположить, что три свечи заведомо исправны.
Поэтому меняем местами свечу с нагаром с со свечей из соседнего цилиндра (без нагара).
Запускаем двигатель и катаемся на автомобиле некоторое время (эксплуатируем автомобиль в штатном режиме). Например, сутки или двое. После чего выворачиваем переставленные свечи и осматриваем их.
1. Если свеча с нагаром при работе в другом цилиндре самоочистилась.
Это значит что в ее «родном» цилиндре наверняка имеются проблемы. Возможно нарушены зазоры клапанов, либо залегли или повреждены поршневые кольца. В случае, когда нагар маслянистый «подозрение падает» на маслосъемные колпачки и маслосъемное поршневое кольцо.
Например, при большом тепловом зазоре у выпускного клапана ухудшается вентиляция цилиндра и удаление отработанных газов из камеры сгорания так как уменьшается просвет между тарелкой клапана и седлом в головке блока. Газы примешиваются к топливной смеси, ухудшая ее состав. Такая смесь горит с выделением копоти и сажи, которые оседают на деталях камеры сгорания и в том числе на электродах и изоляторе свечи.
Так же повреждение колец или негерметичность клапанов приводит к падению давления в цилиндре в конце такта сжатия. А это давление — одно из условий нормального сгорания топливной смеси. Когда оно понижено, топливная смесь горит плохо, ее несгоревшие остатки оседают черным нагаром как на электродах свечи, так и на поршнях и стенках камер сгорания.
2. Если свеча все равно продолжает зарастать нагаром.
Это значит, что наверняка она вышла из строя и подлежит замене.
Таким образом, путем несложной перестановки свечей зажигания местами можно выявить целый ряд неисправностей двигателя или неисправность самой свечи.
Примечания и дополнения
— Когда из свечей зажигания двигателя автомобиля постоянно забивается нагаром, на ней нарушается искрообразование. Электрический ток может стекать по нагару на «массу», а не проскакивать в виде искры между электродами свечи. Искра становится слабая, проскакивает через раз. А потом и вовсе пропадает. Цилиндр перестает работать. Двигатель начинает троить, в глушитель слышны хлопки. Расход топлива ощутимо возрастает, а мощность и приемистость снижается.
Еще статьи по свечам зажигания
— Почему одна свеча в двигателе черная, а остальные нет?
— Признаки применения слишком холодных свечей зажигания
— Диагностика двигателя по нагару на свечах зажигания
— Каким моментом затягивать свечи зажигания?
— Можно ли прокаливанием очищать от нагара свечи зажигания?
— Заливает свечи зажигания моторным маслом, причины