Разберемся с причинами неисправности «печка (электродвигатель отопителя салона) автомобиля работает только на одной скорости».
В качестве примера используем отопитель салона — «печку» автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.
Причины работы электродвигателя вентилятора отопителя только на малой скорости
1. Неисправен переключатель скоростей отопителя.
Переключатель электродвигателя отопителя представляет собой круглую «крутилку», расположенную на панели приборов автомобиля. С задней части к переключателю пристыковывается колодка проводов. Позиций у переключателя всего четыре: выключено, 1-я скорость, 2-я скорость, 3-я (самая большая) скорость.
Напряжение подается на вывод «+» переключателя с монтажного блока через предохранитель F7 (желто-синий провод колодки проводов). Водитель вращая рукоятку переключателя последовательно соединяет плюсовой контакт с контактами скоростей. Напряжение подается на дополнительный резистор, установленный на корпусе электродвигателя и далее на сам электродвигатель.
Основная неисправность переключателя — контакты внутри переключателя не замыкаются.
В таком случае электродвигатель не работает или работает на одной (двух) скоростях.
Для проверки исправности переключателя скоростей проделываем следующее. Включаем зажигание. Снимаем колодку проводов с переключателя и по схеме замыкаем отрезком провода выводы проводов в колодке с выводом желто-синего провода. Если неисправность пропала, неисправен переключатель, если осталась, неисправен дополнительный резистор либо сам электродвигатель.
См. «Переключатель скоростей электродвигателя «печки» ВАЗ 2108, 2109, 21099″.
2. Загрязнен или окислен коллектор якоря электродвигателя.
Необходимо снять электродвигатель, разобрать и зачистить коллектор.
3. Вал якоря заклинивает в подшипниках.
Со стороны электродвигателя возможны посторонние звуки (скрежет, визг, скрип). Может перегорать предохранитель. Заменяем электродвигатель.
Причины работы электродвигателя отопителя только на большой скорости
1. Неисправен переключатель скоростей отопителя.
Окислились контакты, обрыв в электропроводке или он сам вышел из строя.
2. Сгорел дополнительный резистор электродвигателя вентилятора отопителя.
Если выходит из строя дополнительный резистор, то вентилятор печки работает только на большой скорости. Основные его неисправности: «обрыв» спирали и нарушение контакта в соединительной колодке (в результате ее оплавления или окисления выводов). Наличие «обрыва» можно проверить омметром (мультиметром в режиме омметра). Если он есть, резистор под замену. Оплавленная с плохими контактами колодка может быть заменена на новую, выводы зачищены.
Снять для проверки или замены дополнительный резистор «печки» можно без ее демонтажа с автомобиля. Для этого нужно изловчится и попасть в пространство с правой стороны от педального узла. Там он виден довольно отчетливо — коричневая пластина на фоне черного кожуха радиатора «печки». Отсоединяем от него колодку проводов, крестовой отверткой выворачиваем винт его крепления к кожуху и снимаем. Устанавливаем резистор назад в обратной последовательности.
См. «Дополнительный резистор электродвигателя «печки» ВАЗ 2109″
Примечания и дополнения
— Электродвигатель вентилятора отопителя («печки») может подключаться к бортовой сети либо напрямую (самая высокая скорость), либо через дополнительный резистор имеющий две спирали сопротивления (0,23 Ом и 0,82 Ом). Если в цепь включены обе спирали — скорость низкая, если одна 0,23 — скорость средняя.
— Схема подключения электродвигателя отопителя салона («печки») автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.
Еще статьи по отопителю салона («печке») автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Плохо прогревается салон автомобиля, причины
— Печка дует холодным воздухом, почему?
— Схема: кран отопителя («печки») ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Как снять электродвигатель вентилятора «печки» на ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Течет кран отопителя («печки») автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099