Согласитесь, неприятно, когда в сырую промозглую погоду отказывает отопитель салона автомобиля — печка.
Да еще не просто отказывает, а то работает, то нет. Или обороты ее вентилятора вдруг, ни с того ни с сего, падают до минимума. Потом стабилизируются. А потом опять падают. Так сказать плавают. Либо пока автомобиль стоит, печка крутит как положено, но стоит поехать и ее обороты начинают плавать. И такая чехарда ни как не кончается. Что действует на нервы водителю и отбивая напрочь желание ехать именно в этом автомобиле у пассажиров.
Рассмотрим несколько причин такой неисправности (плавают обороты) на примере печки — отопителя салона автомобиля ВАЗ 2114 (2113, 2115). Которая забарахлила в самый неподходящий момент. И эта проблема требует быстрого решения, так как передвигаться на автомобиле без печки крайне некомфортно.
Сразу следует сказать, что решить эту проблему и за короткое время заставить печку работать как надо получается далеко не всегда. Но, возможно нам повезет и мы быстро найдем причину неисправности.
Плавают обороты печки — отопителя салона автомобиля. Причины неисправности.
1. Зависли щетки электродвигателя отопителя салона.
Это наиболее популярная причина неисправности «плавают обороты печки» на автомобилях ВАЗ 2114 (2113, 2115) с пробегом. Так как у щеток электродвигателя есть свой ресурс, который они рано или поздно вырабатывают. То есть стираются. После чего щетки перестают нормально прижиматься к коллектору якоря электродвигателя. Контакт электрической цепи нарушается либо постепенно ухудшается. Электродвигатель начинает вращать вентилятор печки на плавающих оборотах. Хотя скорость может быть включена любая.
В некоторых случаях, возможна ситуация, когда внутри электродвигателя, пружина дросселя прижимает косичку щетки. И она теряет подвижность. До определенного момента, пока щетка еще не стерлась, контакт есть. А вот когда появляется ее износ, защемленная косичка не дает щетке выдвигаться к коллектору. Контакт нарушается. Обороты печки начинают плавать.
Что делать, если есть подозрение на неисправность щетки?
Для устранения этой неисправности придется снимать электродвигатель печки. Разбирать его. Осматривать щетки. И по результатом осмотра принимать решение об их замене или ремонте.
2. Вышел из строя коллектор якоря электродвигателя печки.
Помимо щеток выйти из строя может контактирующий с ними коллектор якоря электродвигателя печки. Убедиться в его неисправности можно только после снятия и разборки печки автомобиля.
В случае неисправности коллектора (его разрушения или сильного износа) можно заменить якорь на новый или заведомо исправный. Если же коллектор просто загрязнен, то протираем его растворителем, прочищаем металлической щеткой о ставим обратно.
В особо запущенных случаях может быть сразу неисправен и коллектор и щетки электродвигателя отопителя.
3. Плохая масса.
На автомобилях ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 и ВАЗ 2113 минусовой провод отходит от самого электродвигателя отопителя салона и крепится рядом с ним к кузову. Со временем контакт наконечника провода и кузова начинает исчезать. Обороты начинают плавать (контакт то есть, то нет). По причине окисления.
Для устранения плавающих оборотов печки зачищаем контакт для восстановления «массы».
4. Плохой контакт в соединениях электрической цепи электродвигателя печки.
Со временем контакты в соединительных колодках электрической цепи электродвигателя печки могут окислится и перестать нормально пропускать ток. В таком случае, возможно периодическое отключение электродвигателя. И повторное его включение. Обороты вентилятора печки могут плавать. Например, при движении по неровной дороге. Когда от тряски контакт может пропасть и появиться обратно.
Для устранения неисправности придется по очереди проверять соединения электрической цепи включения электродвигателя печки. Согласно схеме его подключения.
См. «Как подключен моторчик печки на ВАЗ 2114 (2113, 2115)?».
Примечания и дополнения
— Напряжение в электрическую цепь включения электродвигателя «печки» на автомобилях ВАЗ 2114, 2113, 2115 подается с плюсового вывода АКБ, через вывод «В+» генератора, монтажный блок и замок зажигания.
— Включить моторчик можно только после поворота ключа в замке зажигания, после чего напряжение через реле зажигания (реле разгрузки контактов замка зажигания) подается на четырехпозиционный переключатель скоростей на центральной консоли панели приборов.
— При помощи переключателя скоростей электродвигатель вентилятора может подключаться к бортовой сети либо напрямую (самая высокая скорость — третья), либо через дополнительный резистор имеющий две спирали сопротивления (0,23 Ом и 0,82 Ом). Если в цепь включены обе спирали — скорость низкая, если одна 0,23 — скорость средняя.
— Дополнительный резистор установлен на кожухе радиатора отопителя, под панелью приборов, справа и вверх от педального узла.
— Электрическая цепь защищена предохранителем F7 (30А) в монтажном блоке предохранителей и реле.
— Каталожный номер для замены электродвигателя вентилятора отопителя 21080-8101078-00, его кожуха 21140-8101096 (правая половина) и 21140-8101097 (левая половина).
Еще статьи по автомобилям ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Как проверить печку — отопитель салона ВАЗ 21083, 21093?
— Подсветка рычагов блока отопителя салона ВАЗ 2113, 2114, 2115, схема
— Обогрев передних сидений автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115, схема подключения
— Проверка исправности печки автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Схема подключения электростеклоподъемников передних дверей ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Не работают дворники ВАЗ 2114, 2115, 2113, причины