В бесконтактной системе зажигания (БСЗ) карбюраторного двигателя 21213 (1,7 л.) автомобиля Нива 21213 устанавливался трамблер, а точнее распределитель зажигания 3810.3706.
Это четырех искровой неэкранированный прибор. У которого имеются встроенные вакуумный и центробежный регуляторы опережения зажигания, а так же микроэлектронный датчик управляющих импульсов (датчик Холла).
В системе зажигания двигателя он выполнят функции распределения импульсов высокого напряжения по цилиндрам, а так же задает момент искрообразования в зависимости от установленного начального угла опережения зажигания, величины оборотов коленчатого вала и нагрузки на двигатель автомобиля.
Разберемся какие бывают неисправности трамблера — распределителя зажигания Нива 21213 и как они сказываются на работе двигателя этого автомобиля.
Неисправности трамблера распределителя зажигания Нива 21213
1. Почему-то ослабло крепление трамблера к двигателю.
В результате чего в ту или иную сторону сбивается начальный угол опережения зажигания. Как следствие, нарушается эффективность сгорания топливной (рабочей) смеси в камерах сгорания. Так поджиг смеси происходит не вовремя. Из-за этого возникает целый ряд неисправностей в работе двигателя.
А именно, возникают проблемы с запуском двигателя автомобиля, снижается его мощность и приемистость Возникают провалы при нажатии на педаль газа и неустойчивые обороты холостого хода. Помимо этого ощутимо возрастает расход топлива.
Для устранения неисправности подтяните крепление трамблера рожковым или накидным ключом. И отрегулируйте момент зажигания. См. «Регулировка зажигания автомобиля Нива 21213, 2121».
2. Высоковольтные провода присоединены к крышке трамблера в неправильном порядке.
В таком случае двигатель автомобиля или вовсе не запускается, или запускается, но при этом «чихает» и стреляет в карбюратор.
Что бы правильно присоединить высоковольтные провода к крышке трамблера нужно знать следующее. На верхней части крышки трамблера (распределителя зажигания), окало каждого из ее выводов, имеются обозначения (цифры). Которые указывают какой провод от свечи какого цилиндра нужно присоединить к нему.
На крышках трамблера некоторых производителей может не быть вообще ни каких обозначений, либо может иметься метка, указывающая на вывод под провод со свечи первого цилиндра. В таком случае, наверняка, поможет наша схема.
— Порядок цилиндров на карбюраторных двигателях автомобилей Нива отсчитывается спереди, от цепного привода их ГРМ.
— Порядок работы цилиндров в двигателе 21213 (1,7 л.) автомобиля Нива 21213 это 1-3-4-2.
См. «Порядок присоединения высоковольтных проводов Нива 21213».
3. «Пробита» крышка распределителя зажигания.
Места «пробоя» крышки обычно хорошо заметны в ходе визуального осмотра детали. Неисправная крышка дает возможность утечь части тока на «массу». На свечах зажигания искра получается слабая, либо ее вообще нет. Это приводит к перебоям в работе двигателя на разных режимах его работы от холостого хода до мощностных режимов. Мощность и приемистость его падает. Появляются провалы при нажатии на педаль газа.
«Пробитую» крышку трамблера заменяем на новую.
4. Окислились или разрушились контакты в крышке.
При этом электрический ток так же не доходит до свечей зажигания. Окислившиеся контакты можно зачистить и протереть уайт-спиритом. Крышку с разрушенными контактами стоит заменить. Такая неисправность — одна из распространенных причин неустойчивого холостого хода — «троения» двигателя автомобиля Нива 21213.
5. Разрушился или стерся контактный уголек в крышке трамблера.
Чаще всего, в таком случае, двигатель автомобиля не запускается или пускается с трудом. Необходимо заменить уголек или крышку целиком.
6. «Пробит» бегунок распределителя зажигания.
Очень часто, из-за «пробитого» бегунка, становится невозможно запустить двигатель или он пускается и глохнет.
Для устранения неисправности заменяем бегунок на новый или заведомо исправный.
7. Вышел из строя помехоподавительный резистор в бегунке.
Те же последствия. Заменяем резистор.
8. Неисправен датчик Холла.
В этом случае двигатель не запускается. Так как нет импульсов на коммутатор.
Датчик Холла не ремонтопригоден. Его заменяют на новый.
9. Обломаны провода на датчик Холла в соединительной колодке.
Двигатель так же не будет запускаться.
10. Изношен верхний подшипник трамблера.
В этом случае при установке момента зажигания на автомобиле Нива 21213 в луче стробоскопа метка на маховике не стоит на месте, а непрерывно скачет (причиной скачков также может быть также утечка тока через «пробитые» крышку и бегунок). Холостой ход не стабилен. Необходимо заменить валик с центробежным регулятором и подшипником или трамблер целиком.
11. Неисправен вакуумный регулятор опережения зажигания.
Двигатель не тянет на подъем, снижается его мощность и приемистость, так как вакуумный регулятор не работает и не делает угол опережения зажигания чуть пораньше на режимах нагрузки. Возможно, не герметичен корпус вакуумного регулятора, либо идущий к нему шланг от карбюратора, заедает его поворотная пластина. Необходимо устранить не герметичность и заедание пластины либо заменой неисправных деталей, либо заменить регулятор опережения зажигания (трамблер) в сборе.
12. Неисправен центробежный регулятор опережения зажигания.
Падает мощность и приемистость двигателя. Может быть: ослабление или поломка пружин грузиков, потеряны демпферные колечки грузиков, заедание грузиков. Необходимо снять трамблер и устранить причины.
Примечания и дополнения
— Помимо всего следует проверить осевой люфт валика трамблера. Он должен составлять не более 0, 35 мм. Его величина регулируется подбором шайб под центробежным регулятором. Но для их замены придется снять и разобрать трамблер.
— При наличии сильного замасливания в корпусе трамблера следует заменить его сальник.
— Схема системы зажигания автомобиля Нива 21213. См. «Схема — система зажигания Нива 21213».
Элементы схемы
1. Генератор.
2. Аккумулятор.
3. Соединительная колодка.
4. Катушка зажигания.
5. Коммутатор.
6. Датчик Холла.
7. Распределитель зажигания (трамблер).
8. Высоковольтные провода (бронепровода).
9. Реле зажигания.
10. Замок зажигания.
11. Свечи зажигания.
— Для успешной эксплуатации системы зажигания автомобиля Нива 21213 необходимо постоянно возить с собой ее некоторые детали, без которых она работать не сможет — коммутатор и катушку зажигания.
Еще статьи по системе зажигания двигателя 21213 автомобиля Нива 21213
— Углы опережения зажигания двигателей автомобилей ВАЗ
— Подбираем свечи зажигания на Ниву 2121, 21213, 21214
— Провода катушки зажигания (распиновка) автомобиля Нива 21213
— Как проверить катушку зажигания Нива 21213
— Подбираем свечи зажигания на Ниву 2121, 21213, 21214
— Признаки неисправности системы зажигания Нива