На каждом автомобиле имеется конструктивно определенный люфт (свободный ход) рулевого колеса (люфт руля).
Он необходим для снижения нагрузки на детали рулевого управления. Но. практически всегда, на автомобилях с пробегом он больше нормы, что сказывается как минимум на управляемости автомобиля, а как максимум на безопасности передвижения на нем.
На примере рулевого управления автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099), как базового для целого ряда моделей, являющихся его модификациями рассмотрим признаки и причины люфта рулевого колеса. А так же приведем примеры способов его проверки и устранения своими силами.
Признаки люфта рулевого колеса (руля) автомобиля
— Ухудшение управляемости автомобиля при движении по дороге
Автомобиль во время перемещения на скорости по дороге приходится ловить рулем. Повороты колес при движении по кривой происходят с запаздыванием.
— Несоответствие вращения руля перемещению колес
На стоящем автомобиле водитель вращает рулевое колесо, но колеса не поворачиваются.
Причины люфта рулевого колеса автомобиля
1. Большой зазор в рулевой рейке.
От выработки может быть больше нормы зазор в месте контакта зубчатой рейки и шлицов вала привода внутри корпуса рулевой рейки.
Он регулируется вращением гайки (пробки) поджимающего их упора при помощи специального ключа.
См. «Признаки неисправности рулевой рейки».
2. Разбито или не затянуто соединение вала рулевой колонки и вала рейки.
Возможно просто забыли затянуть после ремонта или был использован болт для затяжки не той конструкции.
3. Плохо закреплено рулевое колесо.
Возможно не затянуто его крепление. Или «слизаны» шлицы на валу.
4. Большие зазоры (люфты) в соединениях подвески и (или) рулевого управления.
Например, в наконечниках рулевых тяг, шаровых опорах и подшипниках передних колес. При вращении руля сначала выбираются эти люфты, а уж потом дело доходит до поворота колес, что водителем ощущается как потеря связи с дорогой.
Исправность этих элементов можно проверить самостоятельно. Например, «Проверка наконечников рулевых тяг автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Как проверить люфт рулевого колеса (люфт руля) автомобиля?
Для проверки люфта руля удобнее всего использовать специальное приспособление люфтомер. Они бывают механические и электронные. Мы проверим свободный ход рулевого колеса механическим люфтомером. См. фото в начале статьи.
Устанавливаем автомобиль на ровную площадку.
Доводим до нормы давление в шинах передних колес.
Выставляем колеса в положение соответствующее движению по прямой.
Люфтомер закрепляем на кожухе рулевой колонки, а его стрелку на ободе рулевого колеса.
Поворачиваем рулевое колесо влево, до упора.
Устанавливаем нуль шкалы люфтомера напротив стрелки.
Поворачиваем рулевое колесо до упора вправо.
Шкала люфтомера покажет свободный ход рулевого колеса (люфт) в градусах.
Сравниваем полученное значение с нормой и определяем величину люфта.
Норма люфта для автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 не более 5 градусов или перемещение на 12-13 см обода руля.
Если люфтомера под рукой нет проводим проверку измерением длины дуги на ободе при вращении руля влево до упора, а затем вправо, так же до упора.
Либо, просто энергично вращая рулевое колесо из стороны в сторону, физически ощущаем большой люфт руками.
Примечания и дополнения
— Практически всегда люфт руля сопровождает стук со стороны передней подвески. Например стучит рулевая рейка или наконечники рулевых тяг.
Еще статьи по рулевому управлению автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Предельно допустимый люфт рулевого колеса автомобилей ВАЗ
— Как смазать рулевую рейку не снимая ее с автомобиля?
— Устройство рулевого управления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка рулевого управления и регулировка рулевого механизма автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка шаровых опор автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Как понять, что пришла пора менять рулевые наконечники?