Если в двигатель автомобиля установлены слишком холодные (с высоким калильным числом) свечи зажигания, то это практически сразу отражается на его работе не в лучшую сторону.
Перечислим несколько признаков (симптомов), обнаружив которые, можно сразу предположить, что имеет место применение слишком холодных свечей зажигания.
Сразу следует сказать, что все эти признаки могут иметь и иные причины в своей основе. Например, переобогащение топливной смеси или неисправность элементов системы зажигания. Но, вместе с тем, всегда, перед проведением диагностики, будет не лишним проверить, соответствуют ли свечи двигателю по калильному числу. А уже потом искать неисправность дальше.
Признаки (симптомы) применения слишком холодных свечей зажигания в двигателе автомобиля
1. Появился черный нагар на свечах зажигания.
Всем известно, что при температуре около 200 градусов Цельсия на электродах и изоляторе свечей зажигания начинает образовываться черный (темный) нагар. Это частицы несгоревшего топлива, продукты сгорания, частицы моторного масла и пр. Свеча самоочищается от такого нагара при температуре 400-500 градусов. Но, если она холодная (с большим калильным числом), то долго достигает как температуры самоочищения, так и своей рабочей температуры (850°). В таком случае нагар с ее электродов и изолятора не удаляется в полной мере, постепенно нарастает и в конце концов приводит к выходу свечи из строя.
Особенно быстро процесс нагарообразования идет, когда двигатель долго работает на холостом ходу или при движении с небольшими оборотами. Так как в таких условиях температура изолятора свечей редко поднимается выше 400°. А если свечи еще и холодные, с долгим прогревом, то процесс нагарообразования значительно ускоряется.
2. Неровная работа двигателя на холостом ходу.
Нагар на изоляторе и электродах свечи токопроводен. Это позволяет искре, вместо того что бы проскакивать между электродами свечи, стекать по нему на массу. Свеча сначала начинает работать через раз, а потом и вовсе выходит из строя.
Пропуски искрообразования — явный признак применения холодных свечей зажигания при котором можно наблюдать периодическое потряхивание двигателя на холостом ходу, либо явно нестабильные обороты коленчатого вала, либо неровную работу двигателя на ХХ в сочетании с попытками заглохнуть. В зависимости от степени «загрязнения» свечей.
Если при этом поднести руку к выхлопной трубе глушителя, то можно ощутить хлопки и запах бензина.
Такая нестабильная работа двигателя автомобиля позволяет несгоревшей топливной смеси выбрасываться в его выпускной тракт и догорать там. Что на автомобилях с каталитическим нейтрализатором чревато оплавлением его начинки и выходом из строя.
3. Провалы и рывки при нажатии на педаль газа.
Помимо этого проблемы с искрообразованием и соответственно с отключением цилиндров приводят к провалам и рывкам при нажатии на педаль газа. Как и к появлению последующих признаков (симптомов) применения слишком холодных свечей зажигания.
4. Затрудненный запуск двигателя в зимний период (при низких температурах).
5. Увеличение расхода топлива.
6. Снижение мощности двигателя.
7. Быстрое потемнение масла в двигателе.
Не сгоревшие частицы топливной смеси постепенно попадают в поддон двигателя, где накапливаются, вступают в химические реакции и приводят к преждевременному потемнению моторного масла.
Таким образом обнаружив либо какой-то один, либо сразу несколько из перечисленных выше признаков есть смысл проверить свечи зажигания установленные в двигатель. Так как возможно, что причина их возникновения лежит на поверхности и не требует тщательной диагностики. И нужно всего-то посмотреть по маркировке свечей их калильное число.
Примечания и дополнения
— Холодная свеча называется холодной, так как в силу своих конструктивных особенностей очень долго раскаляется, хорошо отдает тепло в головку блока и неспешно выходит на крайний предел разогрева в 850-900 градусов. Калильное число у таких свечей большое, так как оно соответствует времени с которой свеча выходит на предельный прогрев.
Согласно общепринятому определению калильное число — это величина среднего индикаторного давления при котором в цилиндре двигателя, во время испытания, возникает калильное зажигание.
У холодной свечи, по сравнению со стандартной (и тем более горячей), короткий носик изолятора (тепловой конус). Это позволяет уменьшить подвод тепла в свечу и тем самым обеспечить ее длительный прогрев. Что позволяет применять их, например, в высокооборотистых двигателях с высокой степенью сжатия и быстрым нагревом камер сгорания. Когда применение горячих свечей зажигания в таких условиях сразу же приведет к возникновению калильного зажигания (воспламенению топливной смеси не от искры, а от раскаленных деталей камеры сгорания, с резким повышением температуры). Которое разрушит их самих и двигатель. См фото в начале статьи.
— Существует практика установки в двигатель автомобиля немного более холодных, по сравнению со стандартными, свечей зажигания. Это оправдано при постоянной эксплуатации его на высоких оборотах, в условиях повышенных температур. Например, когда автомобиль большую часть времени передвигается на скорости по трассе.
— Применение газа в качестве топлива для автомобильного двигателя меняет его тепловые характеристики в сторону увеличения, поэтому в таком случае требуются более «холодные» свечи зажигания.
— При переменной работе двигателя: газ-бензин, следует устанавливать свечи зажигания с биметаллическим центральным электродом (так называемые термоэластичные свечи). В настоящие время такими свойствами обладают свечи зажигания, предназначенные для работы на газе, практически всех производителей.
— Калильное число импортных свечей зажигания отличается от отечественных. У каждого производителя своя шкала. Чаще всего она прямая (чем горячее свеча, тем калильное число ниже), отечественная — обратная (чем горячее свеча, тем калильное число выше).
— Свечи зажигания для большинства двигателей автомобилей ВАЗ, рассматриваемых на нашем сайте, имеют калильное число 17, что соответствует середине шкалы (не слишком горячие, но и не слишком холодные).
Еще статьи по свечам зажигания
— Чем отличаются свечи зажигания для контактной и бесконтактной системы зажигания?
— Чем отличаются свечи зажигания для инжекторного и карбюраторного двигателя?
— Почему в двигателе одна свеча черная, а остальные нет?
— Хитрый способ установки свечей зажигания в двигатель
— Диагностика двигателя по нагару на свечах зажигания
Возможно.
Не кажется ли вам,уважаемые,что приведенная схема -«Калильное число отечественных свечей зажигания»,- не соответствует содержанию предпоследнего абзаца?