На примере генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.
В основе работы генератора лежит преобразование механической энергии в электрическую, появляющуюся при вращении его ротора в постоянном магнитном поле статора (электромагнитная индукция).
Принцип действия автомобильного генератора
1. Подача напряжения на обмотку возбуждения генератора.
После поворота ключа в замке зажигания в положение «1» — «включено» запитывается обмотка возбуждения генератора расположенная на роторе. Электрический ток проходит по следующей цепи от плюса к минусу:
— «плюс» АКБ – вывод «30» генератора
— контакты 5, 6 колодки Ш8 монтажного блока
— контакт 6 колодки Ш1 монтажного блока
— контакты «30» и «87» реле зажигания
— контакт 3 колодки Ш1 монтажного блока
— предохранитель №5 монтажного блока
— дополнительные резисторы в монтажном блоке
— лампа заряда АКБ на панели приборов
— вывод «61» генератора
— вывод «В» регулятора напряжения
— обмотка возбуждения ротора генератора (через щетку щеточного узла)
— вывод «Ш» регулятора напряжения (через другую щетку)
— «масса»
Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи горит, сигнализируя, что обмотка возбуждения генератора запитана от АКБ и ее цепь исправна.
2. Работа генератора после пуска двигателя.
После пуска двигателя автомобиля генератор приводится в движение ремнем от шкива на коленчатом валу двигателя, начинает вырабатывать электрический ток и подавать его на потребители (электрооборудование автомобиля). Происходит это следующим образом:
— Протекающий по обмотке возбуждения генератора электрический ток создает вокруг полюсов ротора магнитное поле.
— При вращении ротора его полюса попеременно проходят над каждым из зубцов статора генератора. При этом магнитный поток, проходящий через зубцы статора, меняется по величине и направлению. Он пересекает витки обмотки статора и создает в нем электродвижущую силу (ЭДС). Обмотка статора начинает выдавать электрический ток переменного напряжения.
— Переменный ток, вырабатываемый генератором, преобразуется в постоянный в выпрямительном блоке (диодном мосту) генератора и подается потребителям через вывод «30». Он же через дополнительные диоды (их общий вывод) питает обмотку возбуждения генератора.
— Контрольная лампа заряда АКБ гаснет, так как напряжение на выводе «30» и выводе дополнительных диодов «61» одинаково. Ток в этом случае через лампу не протекает и она не горит. Если контрольная лампа не гаснет после пуска, то возможно генератор вообще не вырабатывает электрический ток, либо напряжение вырабатываемого тока ниже напряжения бортовой сети.
— Чем выше вращение ротора генератора, тем больше напряжение вырабатываемого генератором тока. При достижения порога 13,6 – 14,6 В (для генератора 37.3701) в работу вступает регулятор напряжения. Выходной транзистор в нем запирается, и ток через обмотку возбуждения прерывается. Когда напряжение падает ниже пороговых значений, транзистор отпирается. Такие циклы запирания-отпирания повторяются с большой частотой, поддерживая значение напряжения на выходе с регулятора в пределах 13,6 – 14,6 В.
— После выключения зажигания и остановки двигателя автомобиля генератор перестает вырабатывать электрический ток, питание потребителей происходит от аккумуляторной батареи.
Примечания и дополнения
— Электромагнитная индукция – явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока проходящего через него.
— Транзистор – полупроводниковый элемент с тремя выводами: подача сильного тока (коллектор), подача слабого управляющего тока (база), выход тока (эмиттер). При определенной величине управляющего тока транзистор меняет свое сопротивление и может либо запирать выход тока, либо, наоборот открывать.
Еще статьи по генератору и электрооборудованию автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка диодного моста генератора без снятия его с двигателя
— Неисправности генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка генератора автомобиля без снятия его с двигателя
— «Кипит» аккумулятор, почему?
— Как подключен вольтметр на ВАЗ 2108, 2109, 21099?
— Схема подключения лампы зарядки АКБ к генератору 37.3701 ВАЗ 2109, 2108, 21099