О том, что термостат системы охлаждения двигателя автомобиля вышел из строя, в ряде случаев, водитель может даже не догадываться и продолжать ездить так годами.
Рассмотрим несколько признаков его явной и неявной неисправности.
По ним можно определить, что с термостатом что-то не так и своевременно принять меры к ее устранению. На примере термостата системы охлаждения карбюраторного двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21093 (21083, 21099).
Чаще всего в термостате «ломается» термосиловой элемент основного клапана. Он может зависнуть либо в закрытом, либо в открытом или в частично открытом, или в частично закрытом положении. Исходя из этого признаки неисправности термостата будут следующие.
Признаки неисправности термостата системы охлаждения двигателя
1. Двигатель долго прогревается до рабочей температуры.
Стандартный прогрев двигателя в теплую погоду пять-десять минут, в холодную раза в два больше. Но, если клапан термостата «завис» и полностью не закрыт при прогреве двигателя, то при циркуляции антифриза (тосола) по малому кругу системы охлаждения будет подмешиваться холодная жидкость из большого круга и не давать прогреваться. В результате двигатель долго выходит на рабочую температуру.
2. Двигатель не прогревается.
Двигатель автомобиля ни как не может прогреться (особенно в холодное время года), рабочей температуры достигнуть практически невозможно. Стрелка указателя температуры ОЖ с трудом достигает отметки «50 гр». Утепление подкапотного пространства помогает слабо. Двигатель теряет в мощности, приемистости, растет топливный аппетит.
Термостат полностью теплый (разницы в температуре между его верхней и нижней частью нет).
3. Двигатель перегревается.
Двигатель автомобиля начинает постоянно перегреваться — это явный признак заклинившего термостата. При этом стрелка на указателе температуры в щитке приборов довольно быстро, после пуска двигателя, начинает отклоняться в красную зону.
А вот вентилятор на радиаторе не включается несмотря на угрожающие значения температуры охлаждающей жидкости в системе.
При этом нижняя часть термостата и практически весь радиатор остаются холодными (или теплыми). Можно потрогать рукой термостат и убедиться, что верхняя его часть раскалена до предела, а нижняя ни как не прогреется.
Следствие проблемы — тосол (антифриз) закипает в расширительном бачке, его цвет приобретает ржавый оттенок. Нужно срочно глушить двигатель и ждать пока остынет ОЖ.
К негативным последствиям такого перегрева двигателя можно отнести осадку и залегание поршневых колец, повреждение прокладки головки блока, деформацию головки блока, то есть к таким последствиям после которых неизбежен капитальный ремонт двигателя.
4. Постоянно скачут показания на указателе температуры.
Стрелка указателя температуры ОЖ в комбинации приборов, то отклоняется в красную зону, то «падает» почти в начало шкалы, то становится как положено.
Как самостоятельно диагностировать неисправность термостата?
При прогреве двигателя циркуляция идет по малому кругу. Прогревается: блок цилиндров, головка блока, блок подогрева карбюратора, печка, верхняя часть термостата. Рукой проверяем нагрев термостата: его верхняя часть должна быть теплой, а спустя несколько минут становиться горячей. Нижняя часть термостата остается холодной. Помимо этого нижний шланг к радиатору будет также холодный, а верхний немного нагрет.
Спустя некоторое время нижняя часть термостата и нижний шланг радиатора резко становятся горячими – это открывается основной клапан термостата. Циркуляция пошла через радиатор (большой круг).
Если все так, термостат исправен. А если он постоянно теплый (и низ и верх) или постоянно горячая верхняя часть, а нижняя ни как не теплеет, то все — термостат вышел из строя.
Что делать если установлено, что термостат вышел из строя?
В качестве временной меры устранения подвисания клапана может помочь легкое постукивание по корпусу термостата молотком. Но, в любом случае если термостат начал давать сбои его лучше заменить новым.
Примечания и дополнения
— Как работает термостат?
На холодном двигателе (ОЖ холодная) перепускной клапан термостата открыт, а основной закрыт и охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу системы охлаждения. Это блок цилиндров, головка блока, радиатор отопителя, блок подогрева карбюратора, корпус (верхняя часть) термостата. Что способствует ее интенсивному прогреву.
При температуре около 87º основной клапан термостата начинает открываться так как термоэлемент внутри клапана расширяется, а перепускной зарываться. Охлаждающая жидкость начинает поступать в нижнюю часть термостата и далее в радиатор (большой круг системы охлаждения). Некоторое время ОЖ циркулирует как по малому так и по большому кругам.
При температуре 102º перепускной клапан термостата полностью закрыт, а основной полностью открыт (ход клапана 8 мм). Охлаждающая жидкость циркулирует по всем элементам системы охлаждения включая радиатор, который необходим для интенсивного охлаждения ОЖ при движении автомобиля.
Еще статьи по неисправностям системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ
— Постоянно работает вентилятор радиатора, почему?
— Признаки (симптомы) неисправности пробки расширительного бачка
— Потек радиатор системы охлаждения двигателя автомобиля, что делать?
— Замена охлаждающей жидкости на ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Крышка расширительного бачка системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Признаки (симптомы) неисправности помпы двигателя
Простите, надо быть крупным дебилом, чтобы «ездить годами» с неисправным термостатом! Проверка при подозрении на его неисправность только одна: при запуске холодного двигателя надо сравнить температуру двух патрубков:выход с головки на печку, короткий круг, кран печки открыть, и верхний патрубок на радиатор. Термостат редко клинит полностью закрытым, поэтому, если патрубки начали греться почти одновременно — термостат надо менять. Если термостат заклинил полностью закрытым — то двигатель просто будет кипеть при холодном радиаторе. Доехать можно — печку открыть и вентилятор на полную, смотреть за температурой, останавливаться для охлаждения. Проверено.