«Корзина» сцепления включает в себя кожух, лепестковую пружину и нажимной (ведущий) диск.
Подробно рассмотрим, что это за детали, как они выглядят, какие у них имеются каталожные номера, их крепление и возможные неисправности при обнаружении которых нужно производить замену этого узла.
«Корзина» сцепления автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099 устройство
«Корзина» сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций состоит из нескольких частей: кожух, нажимной (ведущий) диск и нажимная лепестковая пружина. Все эти детали объединены в жесткий неразборный узел и крепятся на маховик двигателя шестью болтами.
Эта конструкция необходима для передачи крутящего момента от маховика через ведомый диск на первичный вал коробки передач и далее на колеса.
Кожух «корзины» сцепления
Кожух отштампован из специальной стали. К нему при помощи заклепок крепятся три пары стальных пластин, которые соединяют его с нажимным диском. Такая упругая связь обеспечивает передачу крутящего момента от кожуха сцепления на нажимной диск и осевое перемещение нажимного диска в кожухе при выключении сцепления. Так же, за счет упругости этих пластин, нажимной диск отводится от ведомого диска при выключении сцепления. В гнездах кожуха приварены опорные кольца. Они являются опорами для нажимной пружины относительно которых происходит ее прогиб при выключении сцепления.
Ведущий (нажимной) диск сцепления автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099
Ведущий (нажимной) диск чугунный с зеркальной рабочей поверхностью, которой он прижимается к фрикционным накладкам ведомого диска при работе сцепления. Он имеет три выступа к которым при помощи заклепок крепятся упругие пластины соединяющие его с кожухом сцепления. См. фото в начале статьи.
Со стороны кожуха сцепления на нажимном диске выполнены углубления для вентиляции «корзины» сцепления и кольцевой выступ на который давит наружная кромка нажимной пружины.
Нажимная пружина «корзины» сцепления
Лепестковая нажимная пружина стальная (изготовлена из штампованной стали). Она имеет форму усеченного конуса, который разделен прорезями на двенадцать частей (лепестков). Они работают как рычаги при включении и выключении сцепления. Пружина фосфатирована и подвергается дробеструйной обработке. Наружная часть пружины имеет фигурные отверстия в которые при сборке заходят выступы кожуха сцепления и загибаются на 100-110° для фиксации. Помимо этого пружина с двух сторон зажимается двумя опорными кольцами.
До 1987 года на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 устанавливалась «корзина» сцепления модели 2108 с загнутыми краями лепестков нажимной пружины (сцепление с зазорами в приводе). Позже 1987 года — сцепление модели 2109 с прямыми концами лепестков нажимной пружины (сцепление без зазоров в приводе).
Неисправности «корзины» сцепления
«Корзина» сцепления при выходе из строя меняется целиком и ремонту не подлежит, так как балансируется на заводе, на стенде. Меняют корзину при сильной осадке нажимной пружины, сильном (более 0,8 мм) кольцевом износе на лепестках нажимной пружины в месте контакта с выжимным подшипником, износе рабочей поверхности ведущего (нажимного) диска.
Подробно о неисправностях сцепления в целом и его «корзины» в частности.
«Почему возникают рывки при работе сцепления автомобиля?»
«Неисправности сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099»
Примечания и дополнения
Каталожные номера деталей «корзины» сцепления.
«Корзина» сцепления — 2109-1601085
Болт крепления «корзины» к маховику М8*19*1,25 (с буртиком) — 2108-1601207
См. «Применяемость сцепления на некоторых автомобилях ВАЗ».
Центровка сцепления на маховике при его замене производится при помощи специальной оправки. См. «Оправка для центровки ведомого диска сцепления автомобиля».
Еще статьи по сцеплению автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Выжимать сцепление при пуске двигателя или нет?
— Замена троса сцепления на ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Сцепление буксует (пробуксовывает)
— Регулировка сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Откуда появляется шум при работе сцепления автомобиля?