Разберемся чем отличается контактная система зажигания двигателя от бесконтактной.
А так же рассмотрим преимущества и недостатки этих систем. Что бы находясь перед выбором — какую систему зажигания выбрать, можно было бы практически сразу определиться. И не совершить ошибку.
В качестве примера используем автомобиль ВАЗ 2107 с двигателем 2103 (1,45 л., 8 клапанов). На котором может быть установлена как контактная так и бесконтактная система зажигания.
Чем отличается контактная система зажигания от бесконтактной?
Контактная система зажигания двигателя 2103 ВАЗ 2107.
Эта система зажигания называется контактная — так как в основе ее работы лежит размыкание контактов прерывателя в трамблере.
1. Устройство контактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 217.
Контактная система перечисленных выше автомобилей имеет две электрических цепи: низкого и высокого напряжения (первичная и вторичная цепи). Цепь низкого напряжения — это:
АКБ —
— вывод «30» генератора —
— монтажный блок предохранителей и реле —
— замок зажигания —
— первичная обмотка катушки зажигания (вывод «Б») —
— вывод прерывателя в трамблере (контакты).
Цепь высокого напряжения:
Вторичная обмотка катушки зажигания —
— центральный высоковольтный провод от катушки зажигания к крышке трамблера —
— распределитель зажигания —
— высоковольтные провода к свечам зажигания —
— свечи зажигания.
Схема контактной системы зажигания.
2. Откуда приходит электрический ток в контактную систему зажигания?
Электрический ток в систему зажигания поступает с аккумуляторной батареи через первичную цепь или, когда напряжение выдаваемое генератором становится выше напряжения АКБ, то с вывода «30» генератора так же через первичную цепь.
3. Принцип действия контактной системы зажигания.
Электрический ток протекая по первичной обмотке катушки зажигания создает вокруг ее витков сильное магнитное поле. Когда контакты прерывателя под действием четырехгранного кулачка на валу трамблера размыкаются, ток в первичной обмотке исчезает. Магнитное силовое поле резко сокращается и пересекая витки первичной и вторичной обмоток катушки зажигания, индуктирует в них ЭДС, пропорциональную числу витков. ЭДС во вторичной обмотке катушки достигает значения 12000 — 24000 В.
Через вторичную цепь этот электрический ток высокого напряжения поступает на свечи зажигания, создавая искру между их контактами, тем самым воспламеняя топливную смесь.
Бесконтактная система зажигания двигателя 2103 автомобиля ВАЗ 2107.
Бесконтактной система зажигания называется так как в ней нет контактов — подвижных частей. Прерывание электрического тока в ней осуществляет электронный коммутатор, а не механические контакты в трамблере.
1. Устройство БСЗ.
Бесконтактная система зажигания карбюраторного двигателя 2103 автомобиля ВАЗ 2107 включает в себя датчик распределитель зажигания с датчиком Холла, коммутатор и катушку зажигания, предназначенную специально для БСЗ. Высоковольтные провода и свечи зажигания для БСЗ.
Элементы схемы бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2107.
1. Генератор.
2. Аккумулятор.
3. Монтажный блок предохранителей и реле.
4. Катушка зажигания.
5. Коммутатор.
6. Датчик Холла.
7. Распределитель зажигания (трамблер).
8. Высоковольтные провода (бронепровода).
9. Реле зажигания.
10. Замок зажигания.
11. Свечи зажигания.
2. Откуда поступает ток в систему зажигания?
Электрический ток в систему зажигания поступает с вывода «30» генератора, через монтажный блок предохранителей и реле, замок зажигания, реле зажигания и далее на вывод «Б» катушки зажигания. Система запитывается после поворота ключа в замке зажигания.
3. Принцип действия бесконтактной системы зажигания
— При работе двигателя вращается вал распределителя зажигания (трамблера). В работу вступает датчик Холла. Стальной круглый экран с четырьмя прорезями на валу трамблера, вращаясь, проходит через зазор этого датчика. Когда проходит прорезь экрана, напряжение отдаваемое датчиком ниже бортового на 3 В или равно ему, когда зубец экрана, напряжение падает практически до нуля. Прохождение каждого из четырех зубцов соответствует такту сжатия и моменту зажигания в одном из цилиндров двигателя.
— Далее в работу вступает коммутатор. Свои прерывистые импульсы датчик Холла подает на вывод «6» коммутатора, а тот в свою очередь подает импульс на первичную обмотку катушки зажигания (вывод «К»).
— Теперь работает катушка зажигания. В момент прерывания электрического тока (зубец экрана проходит через зазор датчика Холла) магнитное поле в катушке зажигания резко сжимается и, пересекая витки обмотки, производит ЭДС порядка 22-25 кВ (ток высокого напряжения).
— Работа распределителя зажигания. Ток высокого напряжения по центральному бронепроводу поступает на центральный вывод крышки трамблера и далее на «бегунок»-распределитель зажигания, который вращаясь, раздает ток высокого напряжения по четырем клеммам крышки.
— Работа свечей зажигания. По высоковольтным проводам ток высокого напряжения поступает к свечам зажигания. Между их электродами проскакивает искра, воспламеняющая топливную смесь в цилиндрах двигателя.
Чтобы добиться от двигателя максимальной мощности необходимо воспламенять смесь искрой несколько раньше прихода поршня в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Для этого регулируют угол опережения зажигания вращением трамблера в ту или иную сторону.
Преимущества бесконтактной системы зажигания над контактной.
Не обгорают и и не загрязняются контакты. Так как их нет в бесконтактной системе зажигания. Что сразу же ощутимо повышает надежность этой конструкции.
Искра по цилиндрам распределяется более равномерно. Так как отсутствует биение ротора распределителя зажигания и нет размыкания контактов прерывателя. Что положительно влияет на стабильность поджига и последующее горение топливной смеси в цилиндрах двигателя. Отдачу от этого водитель ощущает на педали газа. Двигатель становится более приемистым.
Так же на улучшение и надежность поджига топливной смеси влияет большая энергия разряда на свечах зажигания в БСЗ. Что опять же сказывается на мощности и приемистости двигателя автомобиля. Особенно во время разгона, когда условия для поджига и горения смеси неблагоприятны из-за ее временного обеднения на этом режиме. Которое должен компенсировать ускорительный насос. Но он не всегда справляется с этой задачей так как хотелось бы. При все при этом снижается расход топлива (где-то на 5 процентов). И процентов на 20 уменьшается СО в отработанных газах, идущих из глушителя.
За счет более стабильной и мощной искры улучшаются пусковые характеристики двигателя. Запустить его при минусовых температурах становится гораздо легче.
Как заменить контактную систему зажигания на бесконтактную?
Для замены контактного зажигания на бесконтактное придется приобрести несколько деталей и установить их вместо штатных «родного» контактного зажигания. Перечислим их по порядку.
1. Трамблер (распределитель зажигания) для бесконтактного зажигания.
Для двигателя 2103 (1,45 л) или 2106 (1,6 л.), то трамблер нужен 38.3706 (с более длинным валом).
2. Катушка зажигания для бесконтактного зажигания.
В бесконтактную систему зажигания автомобилей ВАЗ 2101-2107 необходима катушка зажигания 27.3705 (с разомкнутым магнитопроводом, маслонаполненная) или 3122.3705 (с замкнутым магнитопроводом, сухая).
3. Коммутатор.
А так же необходимо найти коммутатор 3620.3734. Или аналогичный ему.
4. Свечи зажигания для бесконтактной системы зажигания.
Они должны иметь помехоподавительный резистор. И зазор между электродами 0,7-0,9 мм.
См. «Детали для бесконтактного зажигания на ВАЗ 2101-2107».
Примечания и дополнения
— ЭДС (электродвижущая сила) физическая величина характеризующая действие сторонних сил в источнике тока, измеряемая в вольтах. Она появляется в источниках тока при возникновении изменения в магнитном поле.
Еще статьи по системе зажигания автомобилей ВАЗ 2101-2107
— Неисправности контактной системы зажигания ВАЗ 2101-2107
— Проверка и регулировка зазора между контактами прерывателя, ВАЗ 2105, 2107
— Проверка конденсатора трамблера на автомобилях ВАЗ 2105, 2107
— Катушка зажигания автомобилей ВАЗ 2104, 2105, 2107
— Применяемость свечей зажигания на автомобилях ВАЗ