Рулевые наконечники (наконечники рулевых тяг) автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 представляют собой шаровые шарниры, состоящие из корпуса, вкладыша, пружины вкладыша, пальца, защитного резинового чехла (пыльника).
Наконечник рулевой тяги соединяет поворотный рычаг на стойке с внутренней (длинной) тягой, крепящейся к рулевой рейке.
Со временем вкладыши поджимающие подвижные шарниры в наконечниках разрушается, что приводит к увеличению люфта при вращении рулевого колеса и характерных частых стуков в подвеске при проезде неровностей. При выявлении вышедшего из строя наконечника рулевой тяги меняем его на новый.
Инструменты необходимые для замены наконечника рулевой тяги
Рожковый ключ на 27 мм, для ослабления затяжки контргайки наконечника.
Рожковый ключ на 24 мм, для удержания от проворачивания соединительной муфты длинной тяги и наконечника.
Накидной ключ на 19 мм, для отворачивания гайки крепления пальца наконечника рулевой тяги.
Съемник наконечника, либо монтажная лопатка для отсоединения пальца наконечника от поворотного рычага на стойке.
Накидной ключ на 22 мм, для отворачивания болтов крепления рулевых тяг к рулевой рейке.
Молоток
Плоскогубцы
Подготовительные работы
— Ставим автомобиль на ручной тормоз и передачу
— Подставляем под колеса упоры
— Ослабляем затяжку болтов колеса, где собираемся менять наконечник
— Поддомкрачиваем и снимаем одно из передних колес автомобиля
— Очищаем от загрязнения наконечник рулевой тяги и примыкающие к нему детали
Порядок замены наконечника рулевой тяги автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
1. Отворачиваем контргайку наконечника рулевой тяги.
Вращаем рулевое колесо и устанавливаем наконечник так, чтобы был удобный доступ к его контргайке из подкапотного пространства. Рожковым ключом на «22» удерживаем соединительную муфту за имеющиеся на ней грани, а рожковым ключом на «27» ослабляем затяжку контргайки наконечника. Резьба на наконечнике левая, отворачиваем гайку по часовой стрелке.
2. Поворачиваем колеса так, чтобы наконечник максимально выдвинулся в арку колеса.
Вращаем рулевое колесо в сторону противоположную заменяемому наконечнику.
3. Расшплинтовываем гайку крепления пальца наконечника.
Используем пассатижи, при помощи которых сжимаем усики шплинта и извлекаем его из отверстия в пальце.
4. Отворачиваем гайку крепления пальца наконечника к поворотному рычагу на стойке.
Используем ключ на «19». При необходимости гайку обстукиваем молотком и заливаем проникающей жидкостью.
5. Съемником отсоединяем наконечник от поворотного рычага.
Если съемника нет, то монтажкой создаем натяг в соединении наконечника и рычага и стукаем молотком по бобышке рычага.
6. Выворачиваем наконечник из муфты.
Необходимо подсчитать число оборотов, на которые вывернется наконечник, что бы при установке нового наконечника завернуть его на то же число оборотов и не сбить угол схождения передних колес.
7. Свинчиваем с наконечника контргайку.
Наворачиваем ее на новый наконечник (если там ее нет).
8. Вворачиваем новый наконечник в соединительную муфту.
Вворачиваем на установленное ранее число оборотов. Ориентируем взаимное положение наконечника и тяги вставив палец наконечника в отверстие бобышки поворотного рычага.
9. Затягиваем контргайку.
Опять используем ключи на «22» и «27». Момент затяжки — 121-149 Н.м.
10. Закрепляем палец наконечника в бобышке поворотного рычага.
Устанавливаем гайку крепления пальца и затягиваем ее моментом 27-33 Н.м.
Примечания и дополнения
— После замены наконечника рулевой тяги на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099 рекомендуется подкорректировать углы установки колес.
— При обнаружении люфта и стуков в самих рулевых тягах рулевого механизма, необходимо заменить и их (см. «Проверка внутренних рулевых тяг автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099»).
Еще статьи по рулевому управлению автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Ключ для разборки рулевой рейки 2108
— Как снять рулевую рейку 2108
— Устройство рулевой рейки 2108
— Ключ для регулировки рулевой рейки 2108
— Как понять, что пришла пора менять рулевые наконечники?