Замена маховика двигателя 2111 (1,5 л., 8 клапанов) производится в случае сильного повреждения его рабочей поверхности.
А именно, когда проточкой становится невозможно убрать имеющиеся на ней глубокие задиры, риски и царапины (более 1 мм глубиной). Так как в идеале рабочая поверхность маховика должна быть ровной и гладкой. В идеале на ней не должно быть абсолютно ни каких повреждений.
Рассмотрим особенности такой замены. Но, в начале пару слов о самом маховике и признаках его неисправности.
Маховик двигателя 2111
Маховик двигателя 2111 автомобиля ВАЗ 2113, ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 установлен заднем конце (фланце) коленчатого вала. Он выполнен из чугуна. И имеет зубчатый венец для прокручивания его стартером.
Он крепится к фланцу коленчатого вала на шести болтах через общую шайбу.
Признаки неисправности маховика
Определить, что с маховиком что-то не так можно по работе сцепления. Если оно постоянно пробуксовывает и устранить пробуксовку не получается ни регулировкой, ни заменой ведомого диска, значит пришла пора снимать коробку. После чего визуально оценивать состояние маховика и принимать решение о его возможной замене.
Помимо этого износ зубьев венца маховика является одной из причин невозможности запустить двигатель. Стартер при этом крутит вхолостую. А так же возможен скрежет и посторонние звуки при срабатывании стартера. Все потому, что зубцам «бендикса» просто не за что зацепиться. Износ зубцов на маховике двигателей автомобилей ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 возникает обычно с двух сторон, так как коленчатый вал двигателя останавливается в большинстве случаев в двух положениях. В такой ситуации рекомендуется заменить маховик целиком, либо поменять его зубчатый венец на новый.
Необходимые инструменты, приспособления и запчасти
Молоток
Оправка из мягкого металла
Накидной ключ или головка на «8»
Оправка для центровки ведомого диска сцепления А .70081
Накидной или рожковый ключ, либо головка на 17
Фиксатор резьбы
На двигатель 2111 (1,5 л., 8 клапанов) автомобилей ВАЗ 2113, ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 устанавливаются маховики с каталожным номером 2108-1005115. Штифты на них 2101-1005126. Болт крепления маховика 2108-1005127. Шайба под болты 2108-1005128.
Подготовительные работы
Загоняем автомобиль на смотровую яму, эстакаду или подъемник.
Снимаем коробку передач (о том как быстро и просто снять коробку расскажем в отдельной статье).
Замена маховика двигателя 2111 (1,5 л.) ВАЗ 2113, 2114, 2115
Порядок снятия маховика с двигателя.
1. Отворачиваем болты крепления корзины сцепления к маховику двигателя.
Перед отворачиванием помечаем (зубилом или краской) положение корзины сцепления относительно маховика.
Всего болтов крепления корзины сцепления 6 штук.
Для их отворачивания понадобится либо накидной ключ на «8», либо головка на «8» с воротком.
Эти болты затянуты моментом 19-31 Н.м. Что в принципе не так уж и много. Но в процессе эксплуатации они могут прикипеть. Поэтому перед отворачиванием можно слегка стукнуть по ним молотком через оправку из мягкого металла.
Отворачивать болты крепления сцепления нужно постепенно. Крест-накрест. Не более чем на один оборот каждый. Что бы не деформировать фланец нажимного диска сцепления.
2. Снимаем корзину сцепления и установленный под ней ведомый диск.
Просто сдвигаем ее на себя и снимаем вместе с ведомым диском. Стараясь ненароком не уронить из себе ее на ноги.
3. Снимаем маховик с двигателя.
Перед снятием помечаем положение маховика на коленчатом валу что бы потом в точности поставить его как и было (если вдруг будет принято решение оставить старый маховик). Можно пометить краской, мелом, а можно зубилом.
При помощи ключа на «17» или аналогичной головки с воротком отворачиваем шесть болтов крепления маховика к фланцу коленчатого вала. Отворачиваем в несколько приемов. Крест-накрест. Момент затяжки болтов довольно большой (61-87 Н.м) поэтому можно использовать удлиненный вороток или трубу-удлинитель на ключ.
От проворачивания, во время откручивания болтов, маховик можно удерживать при помощи большой шлицевой отвертки или монтажки. Оперев ее на нижний болт крепления коробки (его нужно ввернуть в посадочное гнездо) и воткнув ее жало между зубцами венца маховика. См. фото в начале статьи.
Вынимаем вывернутые болты крепления и снимаем установленную под ними общую шайбу.
Снимаем маховик сдвинув его на себя.
Порядок установки маховика на двигатель.
1. Устанавливаем маховик на двигатель.
Устанавливаем маховик на фланец коленчатого вала. Устанавливаем его по ранее нанесенной метке. Если метку забыли поставить или она стерлась, то необходимо поставить маховик так, чтобы имеющаяся на нем высверленная установочная лунка (заводская метка) находилась напротив шатунной шейки четвертого цилиндра двигателя. Она по размеру меньше, чем балансировочные лунки, высверленные на маховике сверлом большего диаметра. И расположена около зубчатого венца.
Смазываем болты крепления маховика небольшим количеством фиксатора резьбы.
Устанавливаем на маховик общую шайбу и заворачиваем болты. Затяжку болтов осуществляем в несколько проходов. С нужным моментом. Крест-накрест.
2. Устанавливаем на место сцепление.
Перед установкой сцепления смазывать смазкой шлицы ведомого диска не нужно. Так как при эксплуатации смазка может приводить к его заеданию при перемещении по шлицам первичного вала. И как следствие, рывкам при работе сцепления, либо его не полному выключению.
Помимо этого проверяем чистоту рабочих поверхностей ведущего (нажимного) и ведомого диска сцепления. А так же чистоту рабочей поверхности маховика. Если замаслены, протираем их растворителем.
При установке ведомого диска сцепления ориентируем его выступающей частью к корзине, а не к маховику.
После чего прижимаем ведомый диск корзиной (она должна своими отверстиями стать четко на штифты на маховике) и вставляем в ее отверстие оправку для центровки ведомого диска. Выравниваем корзину и ведомый диск на маховике.
Для этого так же используем ключ или головку на «8». Болты затягиваем поочередно (крест-накрест). Постепенно. Не более чем по одному обороту за проход.
После затяжки извлекаем приспособление для центровки ведомого диска.
3. Устанавливаем на место коробку передач.
Все, замена маховика двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 полностью завершена.
Примечания и дополнения
— При необходимости вместе с маховиком можно заменить ведомый диск сцепления, либо сцепление в сборе (корзину, ведомый диск и выжимной подшипник).
— После замены маховика и сцепления, и установке всех деталей обратно проводим регулировку привода сцепления. См. «Регулировка сцепления автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115».
Еще статьи по двигателю 2111 автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115
- Проверка цилиндров двигателя на утечку сжатым воздухом
- Применяемость вкладышей коленчатого вала на двигателях ВАЗ
- Неисправности двигателя выявляемые измерением компрессии
- Смазка деталей двигателя разбрызгиванием и под давлением
- Втыковые и безвтыковые поршни двигателей автомобилей ВАЗ