Автомобили ВАЗ 2113, 2114, 2115 оборудованы двумя тормозными системами. Это рабочая и стояночная тормозная система.
Рабочая тормозная система гидравлическая двухконтурная, диагональная. Передние тормозные механизмы дисковые, задние барабанные. Для уменьшения усилия при торможении в системе предусмотрен вакуумный усилитель тормозов. Для предотвращения блокировки задних колес при резком торможении и предотвращения заноса в ней имеется специальный регулятор давления.
Стояночная тормозная система тросовая с рычажным приводом на тормозные механизмы задних колес. Срабатывание ее происходит при поднятии водителем рычага ручника.
Рассмотрим основные параметры тормозной системы автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115 что бы в случае возникновения необходимости ее ремонта было бы на что ориентироваться.
Тормозная система автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115. Основные параметры.
Тормозная жидкость — DOT-4
Ее замену необходимо рекомендуется проводить каждые 45.000 км пробега или раз в три года (в зависимости от того, что наступит раньше).
Заправочный объем гидропривода тормозной системы ВАЗ 2113, 2114, 2115 — 0,38 л
Свободный ход педали тормоза — 3-5 мм
В тормозной системе автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115 свободный ход педали тормоза — это ход педали от ее верхнего положения, до начала срабатывания тормозных механизмов. Верхнее положение педали ограничивает выключатель стоп-сигналов (педаль упирается в его подвижный контакт своим упором). Он необходим для предотвращения самопроизвольного подтормаживания тормозных механизмов колес автомобиля при отпущенной педали тормоза.
Количество щелчков рычага «ручника» — 3-4
Оптимальный ход рычага ручника автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 находится в пределах 3-4 щелчка. Это норма.
Допускается, при эксплуатации автомобиля, ход рычага до 8-ми щелчков. При этом автомобиль, зафиксированный ручником, должен сколь угодно долго стоять на уклоне 23-25º.
Минимальная толщина накладок тормозных колодок переднего тормозного механизма — 1,5 мм
Тормозные колодки придется менять в случае их износа (общая толщина накладки и колодки менее 6 мм), отслоения накладки от колодки, неравномерном износе, замасливании, замене тормозного диска, появлении вибрации и биения, постороннего шума при торможении.
Минимальная толщина накладок тормозных колодок задних тормозных механизмов — 1,5 мм
Чтобы предварительно оценить состояние задних тормозных колодок необходимо извлечь заглушку смотрового отверстия в опорном щите заднего тормозного механизма и посветив туда фонариком провести осмотр толщины накладки. Для определения равномерности износа накладок, наличия на них рисок и повреждений придется снимать тормозной барабан.
Минимальная толщина тормозного диска передних тормозных механизмов — 10,8 мм
Помимо износа наиболее распространенные неисправности тормозных дисков автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 это биение (диск повело), повреждение рабочей поверхности (риски, царапины), замасливание рабочей поверхности диска (масло, тормозная жидкость), заклинивание его в колодках.
Максимальное биение тормозного диска — 0,15 мм
Максимальный диаметр рабочей поверхностей тормозного барабана — 201,5 мм
Основные неисправности тормозного барабана автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115: износ рабочей поверхности (предельно допустимый диаметр 201,5 мм), механическое повреждение рабочей поверхности (риски, забоины), замасливание, подклинивание тормозными колодками. В зависимости от степени повреждения барабаны следует либо заменить, либо проточить на специальном оборудовании. Замасливание устраняется протиранием рабочей поверхности уайт-спиритом и заменой тормозных колодок.
Оптимальный уровень тормозной жидкости в бачке на главном тормозном цилиндре — между метками MIN и MAX.
Момент затяжки резьбовых соединений в тормозной системе автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115
Гайки крепления вакуумного усилителя тормозов к кузову (М8) — 31-38 Н.м (3,2-3,9 кгс.м)
Гайки крепления вакуумного усилителя тормозов к кронштейну (М10) — 26,5-32,3 Н.м (2,7-3,3 кгс.м)
Гайки крепления главного тормозного цилиндра к вакуумному усилителю (М10) — 26,5-32,3 Н.м (2,7-3,3 кгс.м)
Наконечник шланга переднего тормозного механизма (М10х1,25) — 29,4-33,4 Н.м (3,0-3,4 кгс.м)
Болты крепления переднего тормозного механизма к поворотному кулаку (М10х1,25) — 29,1-36,0 Н.м (3,0-3,7 кгс.м)
Болты крепления рабочего цилиндра переднего механизма к направляющим пальцам (М8) — 31-38 Н.м (3,2-3,9 кгс.м)
Болты крепления рабочего цилиндра переднего тормозного механизма к суппорту (М12х1,25) — 95,9-118,4 Н.м (9,8-12,1 кгс.м)
Штуцеры тормозных трубок (М10) — 14,7-18,2 Н.м (1,5-1,9 кгс.м)
Болты крепления рабочего цилиндра заднего тормозного механизма (М6) — 3,3-7,7 Н.м (0,3-0,8 кгс.м)
Гайка крепления регулятора давления задних тормозных механизмов (М8) — 10,4-24,2 Н.м (1,1-2,5 кгс.м)
Болт крепления регулятора давления к кронштейну (М8) — 10,4-24,2 Н.м (1,1-2,5 кгс.м)
Болты крепления колеса к ступице (М12х1,52) — 65,2-96,6 Н.м (6,1-12,5 кгс.м)
Примечания и дополнения
— Тормозная система автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 требует периодической проверки — раз в 15.000 км пробега.
— Средний ресурс передних тормозных колодок — 30-40 тыс км пробега, задних — 60-70 тыс. Передние тормозные диски «живут» до 60-70 тыс., барабаны до 150 тыс. Приведенные цифры могут отличаться на автомобилях эксплуатируемых в разных условиях, а так же от качества применяемых запасных частей.
— Тормозная система автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 аналогична тормозной системе ВАЗ 2113, 2114, 2115. См. «Справка: тормозная система автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Еще статьи по тормозной системе автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Неисправности тормозов автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Проверка работы ручника ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Свободный ход педали тормоза ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Ремонт тормозного цилиндра заднего колеса ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Датчики износа передних тормозных колодок ВАЗ 2113, 2114, 2115