Периодичность проверки состояния аккумулятора автомобиля — раз в 10.000 км пробега (можно приурочить к периоду замены моторного масла).
Либо при появлении тревожных сигналов о ее неисправности (стартер крутит с трудом, загорается лампа разряда на панели, тускнеет свет фар и пр).
Проверка аккумулятора (АКБ) автомобиля
Проверку проводим по нескольким направлениям.
1. Проверка внешнего вида аккумулятора.
Снимаем аккумуляторную батарею с автомобиля и визуально осматриваем ее. На корпусе АКБ не должно быть повреждений (сколов, трещин). Грязь, замасливание поверхности, течь электролита так же недопустимы. Выводы АКБ должны быть чистыми, без окисления. Выворачиваем пробки с заливных отверстий банок аккумулятора и смотрим внешний вид электролита. Недопустимо его сильное помутнение и загрязнение. См. «Как и для чего нужно очищать аккумуляторную батарею?».
2. Проверка уровня электролита в банках аккумуляторной батареи.
Низкий уровень электролита в аккумуляторе автомобиля — показатель его недозаряда (уровень упал), либо перезаряда (аккумулятор выкипел), либо запущенного технического состояния при котором уже давно пора доливать дистиллированную воду, а все что-то ни как . В любом случае нужно проверить уровень электролита.
После стоянки автомобиля на исправном аккумуляторе уровень электролита должен находится посередине между метками MIN и MAX, нанесенных на его корпусе. Определяется визуально, на снятой с автомобиля АКБ.
Подробно о определении уровня электролита в аккумуляторе и диагностике неисправностей АКБ и электрооборудования автомобиля по его высоте: «Проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее автомобиля».
3. Проверяем степень заряженности аккумулятора.
При помощи вольтметра
Снимаем клеммы проводов с выводов аккумулятора. Присоединяем щупы мультиметра в режиме вольтметра к выводам АКБ. Смотрим показания. Если аккумулятор заряжен на 100 процентов, напряжение на выводах составляет 12,7-13 В, 12,5 — 75 процентов, 12,3 В — 50 процентов, 12,1 В — 25 процентов, 11,8 В — 0 процентов.
Можно определить по глазку на аккумуляторе (зеленый-заряжен), но такое определение не всегда точное, так как глазок зеленеет уже при 60-65 процентах заряда АКБ.
При помощи ареометра
Опускаем ареометр в банку. Его «грушей» набираем электролит. По высоте всплытия поплавка и таблице расчета плотности определяем плотность электролита и степень заряда-разряда АКБ. Подробнее: «Определение плотности электролита аккумулятора при помощи ареометра».
При помощи нагрузочной вилки
Подключаем щуп нагрузочного устройства (пробника) на «минусовой» вывод АКБ, а его само на «плюсовой» вывод. Измеряем напряжение на выводах АКБ под нагрузкой в течение пяти секунд. 10,2 В — норма, 9,6 В — 75 процентов зарядки, 9 В — 50 процентов, 8,4 В — 25 процентов, 7,8 В — 0 процентов. Подробнее: «Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой (пробником)».
4. Проверяем АКБ на короткое замыкание в банках.
При вывернутых пробках подключаем к выводам АКБ зарядное устройство (ток зарядки минимальный) и слушаем как будет вести себя электролит. Если закипит практически сразу, скорее всего пластины в банках осыпались и замкнулись. Такой аккумулятор подлежит замене.
Если в результате проверки установлено, что аккумулятор исправен, но не полностью заряжен, снизился уровень электролита, проводим его зарядку и техническое обслуживание. См. «Обслуживание автомобильного аккумулятора».
Примечания и дополнения
— В настоящее время на большинстве автомобильных АКБ оборудованы устройством для сбора испаряющейся воды, поэтому проблема падения уровня электролита в АКБ не так актуальна. Но в любом случае периодически проверять его нужно, особенно при эксплуатации автомобиля при высокой температуре окружающей среды.
Еще статьи по автомобильной аккумуляторной батарее
— Контрольная лампа разрядки горит после пуска двигателя
— Прикуриваем севший автомобильный аккумулятор