Казалось бы такая незначительная и малозаметная деталь как крышка расширительного бачка системы охлаждения двигателя автомобиля на самом деле — ключевое звено от которого напрямую зависит его исправность.
Выход ее из строя довольно часто заканчивается капитальным ремонтом двигателя.
Попробуем разобраться как работает эта крышка и в чем ее важность и значимость для нормальной работы двигателя. Такая информация должна помочь самостоятельно понять причину целого ряда неисправностей в его работе. И устранить их впоследствии.
В качестве примера используем крышку расширительного бачка системы охлаждения двигателя 21083 (1,5 л., 8 клапанов) автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099).
1. Для чего нужна крышка расширительного бачка в системе охлаждения двигателя 21083?
Крышка на расширительном бачке системы охлаждения двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099) нужна не только для того что бы плотно закрывать этот бачок. И тем самым предотвращать выплескивание и испарение охлаждающей жидкости (ОЖ). Основная ее функция — это поддержание нужного давления в системе охлаждения двигателя. За счет такого давления ему удается работать в оптимальном температурном режиме.
Система охлаждения двигателя 21083 герметичная, закрытого типа. С принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости под давлением. Это позволяет поднять в ней температуру закипания антифриза (тосола) выше 100 градусов (до 102 гр.). Тем самым обеспечивается работа двигателя автомобиля без перегрева, при значительных нагрузках.
2. Устройство крышки расширительного бачка.
Крышка расширительного бачка системы охлаждения двигателя 21083 состоит из пластмассового корпуса и двух встроенных в нее клапанов (они выполнены единым блоком). Впускного и выпускного. А так же уплотнительного кольца (прокладки).
3. Как работает крышка расширительного бачка?
Выпускной клапан крышки расширительного бачка поддерживает давление в системе охлаждения выше атмосферного и это позволяет поднять температуру закипания охлаждающей жидкости. В результате предотвращается возникновение в ней интенсивного парообразования.
Клапан открывается на прогретом до предельной температуры двигателе только при давлении в системе выше 110-150 кПа или 1,1±1,5 кгс/см² и выпускает пар из системы охлаждения (стравливает избыточное давление).
Впускной клапан открывается на остывающем двигателе (давление в системе ниже 3-13 кПа или 0,3 кгс/см²) и запускает в систему охлаждения воздух, выравнивая давление с атмосферным (компенсируется разрежение). Таким способом в системе охлаждения поддерживается оптимальное давление на разных режимах работы двигателя, что сохраняет его температурный режим в нужных рамках.
4. Неисправности крышки расширительного бачка системы охлаждения двигателя 21083.
Заклинивание выпускного клапана в закрытом положении
При заклинившем в закрытом положении выпускном клапане крышки расширительного бачка двигатель начинает перегреваться. Давление в системе охлаждения по мере его прогрева растет. Антифриз закипает, вентилятор на радиаторе не успевает охлаждать ОЖ. Стрелка на указателе температуры ОЖ в щитке приборов уходит в красную зону.
Как следствие двигатель перегревается. Длительный перегрев двигателя опасен как минимум появлением течи охлаждающей жидкости под уплотнения и (или) срывом шлангов системы охлаждения, как максимум залеганием поршневых колец, деформацией головки блока, попаданию охлаждающей жидкости в масло, что приводит к его капитальному ремонту.
Заклинивание впускного клапана в открытом положении
В таком случае начинается подсасывание воздуха в систему охлаждения через открытый клапан для выравнивания давления в системе и атмосферного (вакуумный эффект). Система завоздушивается, что снижает эффективность ее работы. Воздушные пробки нарушают нормальную циркуляцию охлаждающей жидкости, что опять же может привести к перегреву двигателя.
Помимо этого возможен следующий вариант развития событий. Так как когда давление в системе охлаждения недостаточное порог закипания ОЖ снижается. Если двигатель под нагрузкой и уже прогрет, то она закипает сначала возле входа в помпу (насос). В зоне наибольшего разрежения. Далее антифриз насыщается паровыми пузырями. Чем больше таких пузырей, тем меньше массовая доля прокачиваемой через систему жидкости. Охлаждение двигателя резко ухудшается и он перегревается.
Помимо этого, даже если двигатель работает в режиме малых и средних нагрузок и предпосылок к закипанию ОЖ нет, то и тут не герметичная крышка бачка может добавить неприятностей. Длительная работа системы охлаждения без нужного давления приводит к гравитационому износу крыльчатки помпы. А так же к появлению глубоких каверн в «рубашке» системы охлаждения вокруг цилиндров двигателя.
См. «Признаки (симптомы) неисправности пробки расширительного бачка».
5. Как проверить исправность крышки расширительного бачка? И устранить ее неисправность.
Вариантов устранения неисправности крышки расширительного бачка всего два.
1. Промыть и продуть сжатым воздухом.
2. Заменить новой.
Перед заменой можно провести проверку исправности. См. «Проверка крышки расширительного бачка системы охлаждения».
6. Применяемость крышки расширительного бачка.
В системе охлаждения двигателя 21083 применяется крышка расширительного бачка с каталожным номером 21083-1311065-01. Блок клапанов 2108-1311050. Уплотнительное кольцо (прокладка) 2108-1311067.
Примечания и дополнения
— Помимо неисправности крышки расширительного бачка к перегреву двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21083 могут привести еще несколько неисправностей. Например, заклинивший в закрытом положении клапан термостата, засорение радиатора или наличие воздушной пробки в системе охлаждения. Эти моменты следует учитывать при самостоятельной диагностике неисправности.
— Нельзя откручивать и снимать крышку расширительного бачка на прогретом двигателе. Находящаяся в системе под давлением охлаждающая жидкость выстрелит «гейзером» и может причинить вред здоровью.
Система охлаждения двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099) герметичная с принудительной циркуляцией. Начало открытия клапана термостата 85-89 градусов, полное открытие при 102 гр. (рабочая температура двигателя). Объем охлаждающей жидкости в системе 7,8 л.
Еще статьи по двигателю 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Крышка расширительного бачка системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Почему часто включается вентилятор радиатора, карбюратор?
— Сколько литров система охлаждения двигателей автомобилей ВАЗ
— Что такое большой и малый круг системы охлаждения двигателя?
— Чем опасен перегрев для двигателя автомобиля?