Шаровые опоры передней подвески позволяют повернуть передние стойки автомобиля на необходимый угол при вращении руля.
Тем самым обеспечивается его нормальная управляемость.
В случае выхода из строя шаровой опоры или сразу двух опор управляемость автомобиля ухудшается, появляется риск их разрушения.
Попробуем разобраться какие существуют неисправности шаровых опор. Что бы в случае возникновения проблем с ними можно было бы сразу понять что к чему.
В качестве примера используем шаровые опоры передней подвески автомобиля ВАЗ 21083. Так как конструкция и принцип действия их аналогичны для для других переднеприводных автомобилей ВАЗ. Для начала пару слов об устройстве шаровой опоры.
Устройство шаровой опоры передней подвески автомобиля
Шаровая опора ВАЗ 21083 состоит из металлического корпуса и пальца со сферической головкой. Внутри корпуса установлен тефлоновый подшипник (обойма) залитый специальной смолой. Подшипник плотно охватывает шаровую головку пальца. Снаружи соединение закрыто пыльником — защитным армированным чехлом. Под пыльник заложено некоторое количество смазки ШРБ-4.
Корпус шаровой крепится двумя болтами к поворотному кулаку. Ее палец крепится к нижнему рычагу подвески.
Основные неисправности шаровых опор передней подвески автомобиля
1. Повреждение защитного пыльника шаровой опоры.
Пыльник (чехол) защищает шаровую опору от попадания воды и грязи. Что весьма критично для этой детали. Так как вода вымывает смазку из шарнира, а грязь, действуя как абразив, разрушает пластиковый вкладыш (картридж).
После чего палец шаровой получает некоторый люфт и начинает стучать внутри ее корпуса. Водитель ощущает этот стук при проезде неровностей. Так же существенно увеличивается риск вырывания пальца из корпуса. Что само по себе очень опасно. Особенно при движении автомобиля.
Поэтому необходимо периодически осматривать пыльники шаровых на предмет повреждения и подтекания смазки. Так как если эту проблему обнаружить сразу, то можно обойтись лишь заменой пыльника. В противном случае придется заменить шаровую опору целиком.
2. Люфт пальца в корпусе шаровой опоры
Люфт пальца шаровой опоры, как описано выше, может возникнуть после повреждении защитного пыльника. А так же в следствии низкого качества изготовления детали. Либо если деталь была восстановлена и выставлена на продажу как новая.
Последствия такой неисправности — стук при проезде неровностей и вырывание пальца из корпуса шаровой.
Как определить, что шаровые опоры подвески неисправны?
1. Появился дробный одиночный или двойной стук в подвеске при движении.
Например, если ехать с небольшой скоростью по гравийной или неровной дороге. Отдает в руль. Во время движения по ровной дороге стуки отсутствуют. См. «Неисправность: стучит шаровая опора».
2. Слышны одиночные стуки при переезде препятствий (например, бордюров).
При наезде колесом на бордюр или на большой камень со стороны колеса слышен одиночный или двойной стук. Так же возможно появление стука при трогании автомобиля с места.
3. Скрипы в передней подвеске при повороте рулевого колеса.
Водитель слышит скрип или даже скрежет при повороте руля на месте или при начале движения. Такой скрип может исчезнуть при движении в дождь.
4. Неравномерный износ протектора передних колес.
Шаровая опора с люфтом хоть и не значительно, но изменяет величину развала колес. Возможно стирание протектора шины при длительной эксплуатации автомобиля с такой неисправностью.
Еще несколько признаков неисправности шаровых опор смотри в статье — «Как определить, что пришла пора менять шаровые опоры подвески?».
При появлении таких признаков имеет смысл провести проверку состояния шаровых опор передней подвески.
Как определить неисправность шаровых опор передней подвески?
Сначала на слух определяем с какой стороны стучит. Далее проверяем шаровую, чтобы определить, что стучит именно она. Поддомкрачиваем автомобиль и снимаем его колесо, либо загоняем его на яму (эстакаду, подъемник). При помощи монтажки перемещаем палец шаровой относительно ее корпуса способом указанным на фотографии.

Для этого упираем монтажку на нижний рычаг и поддеваем ее наконечником болт крепления шаровой. Перемещаем монтажку вверх-вниз. Если палец заметно выдвигается из корпуса шаровой значит она неисправна и подлежит замене.
Еще несколько способов проверки исправности шаровых опор передней подвески смотри в статье — «Проверка шаровых опор автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Таким образом мы рассмотрели все неисправности шаровых опор передней подвески автомобиля ВАЗ 21083. А так же некоторые признаки этой проблемы и ее диагностику.
Примечания и дополнения
В передней подвеске автомобиля ВАЗ 21083 имеются всего две шаровых опоры, в правом и левом поперечных рычагах. Срок их службы редко превышает 20-30 тысяч км. И то при условии, что установлена качественная деталь.
Регламентом технического обслуживания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 рекомендуется проверять состояние элементов передней подвески, в том числе и шаровых опор, раз в 15.000 км пробега.
Еще статьи по подвеске автомобиля ВАЗ 21083
- Нарушены углы установки колес. Признаки и причины.
- Как определить, подшипник какого колеса вышел из строя?
- Замена опорных подшипников стоек передней подвески ВАЗ 21083
- Что такое стойки стабилизатора (косточки) передней подвески?
- Стук, хруст и щелчки в передней подвеске при повороте автомобиля, причины