Если нарушены углы установки колес, водитель практически сразу заметит, что с автомобилем что-то не так.
Но в ряде случаев эта неисправность не проявляет себя слишком явно. Хотя урон автомобилю наносится. Например, стирается протектор шин его колес.
При этом существует несколько очевидных признаков по которым можно самостоятельно понять, что углы установки колес автомобиля, то есть их сход-развал (схождение и развал) сбились и требуют немедленной регулировки.
Часто такая неисправность (изменение углов установки колес в ту или иную сторону) возникает после замены деталей подвески или повреждении ее элементов. А так же после некачественного кузовного ремонта, когда нарушена геометрия кузова.
Основных признаков нарушения углов установки (развала-схождения) колес всего два. Это быстрый, чаще всего односторонний износ протектора колесных шин и заметное нарушение управляемости автомобиля.
Рассмотрим как проявляет себя каждый из них, что бы можно было самостоятельно понять, что да, действительно сбился сход-развал колес и сразу диагностировать что же именно было нарушено.
Нарушены углы установки колес автомобиля. Признаки и причины.
В качестве примера используем автомобиль ВАЗ 21083 с резиной на «13». Так устройство его подвески типично для большинства переднеприводных автомобилей ВАЗ рассматриваемых на нашем сайте. Для заднеприводных автомобилей ВАЗ признаки и причины будут приблизительно такими же.
1. Стало жрать переднюю резину с внутренней стороны.
— На лицо большая отрицательная величина схождения передних колес автомобиля. То есть колеса слишком сильно разведены.

Такое возможно если сбилось схождение колес при установке новых деталей в подвеску или рулевое управление автомобиля. Например, установка наконечников рулевых тяг практически всегда приводит к этому.
Для устранения проблемы необходимо изменить длину рулевых тяг, вращением регулировочных муфт. Придется увеличить ее, чтобы колеса сошлись.
— Будет жрать резину с внутренней стороны так же если слишком отрицательный угол развала передних колес. Колеса стоят «домиком».

Угол развала регулируется поворотом верхнего болта крепления передней стойки к поворотному кулаку.
2. Стало жрать переднюю резину с внешней стороны.
— Большая положительная величина схождения передних колес автомобиля. Колеса слишком сильно сведены.

Такое возможно если сбилось схождение колес при установке новых деталей в подвеску или рулевое управление автомобиля. Например, установка наконечников рулевых тяг практически всегда приводит к этому.
Устранить проблему можно, как и первом случае, изменив длину регулировочных тяг. Только теперь нужно уменьшить ее, вращая муфты, чтобы колеса разошлись.
— Слишком положительный угол развала передних колес. Верхние части колес сильно нависают над нижними.

При обнаружении износа протектора шин с внутренней или внешней стороны нужно провести регулировку углов развала-схождения. На автомобилях ВАЗ 21083 (21093, 21099) эту работу лучше выполнить в специализированной мастерской.
Так же отрегулировать углы нужно после проведения ремонтных работ с подвеской автомобиля или рулевым управлением, так как при их нарушении резину начнет заметно «жрать» уже к 300-400 км пробега.
Помимо этого техническим регламентом облуживания автомобиля предусматривается проверка углов развала-схождения и угла продольного наклона оси поворота колеса каждые 15000 км пробега.
См. «Почему жрет переднюю резину с внутренней или внешней стороны?».
3. Вдруг стало cжирать резину на задних колесах автомобиля.
Причины — погнута задняя балка, задняя балка неправильно (с перекосом) присоединена к кузову во время кузовного ремонта.
4. Автомобиль неумолимо тянет в сторону во время его движения.
При этом затрудняется вращение рулевого колеса.
Так происходит, когда при нарушении развала-схождения одно колесо едет прямо, другое в бок. Автомобиль при этом ощутимо уводит в сторону от прямолинейного движения (тянет в сторону). В дополнение к этому на протекторе шин появляются следы износа. Придется ехать на регулировку схода-развала.
Следует отметить, что увод автомобиля в сторону во время движения возможен еще по целому ряду причин. Это стоит учитывать при диагностике причин неисправности. См. «Автомобиль тянет в сторону при движении, почему?».
Примечания и дополнения
— Если имеется износ протектора по центру или по бокам шины, либо он пятнами, то в таких случаях имеют место другие неисправности. Не связанные с нарушением углов установки колес (сход-развалом). Если износ протектора по центру шины — шина перекачана больше нормы. Если износ протектора происходит сразу по двум бортам шины, то имеет место движение на автомобиле со спущенными шинами. А если износ протектора пятнистый, то водитель часто и резко тормозит при движении. См. «Почему жрет резину по центру и по бокам шины?».

Еще статьи по ходовой части и подвеске автомобилей ВАЗ
- Почему появляется вибрация при движении автомобиля?
- Минимальная допустимая высота протектора зимних и летних шин?
- Минимальная допустимая высота протектора зимних и летних шин?
- «Бьет руля» при движении автомобиля, почему?
- Проверка ходовой части и трансмиссии автомобиля при движении накатом