Довольно часто автовладельцы путают определения модуля зажигания и катушки зажигания.
Называя термином модуль зажигания катушку и наоборот. В принципе это не критично. Но, в случае необходимости диагностировать какую-либо неисправность, связанную с системой зажигания двигателя или произвести замену детали, необходимо точно знать, что же именно у вас установлено. Так как порядок работы модуля и катушки различается. И они не взаимозаменяемы.
Поэтому давайте разберемся, что представляет собой модуль зажигания, а что катушка зажигания. И в чем между ними разница.
В качестве примера используем двигатель 2111 (1,5 л., 8 клапанов) и двигатель 11183 (1,6 л., 8 клапанов) автомобиля ВАЗ 2113 (2114, 2115). Оба с электронной системой зажигания. Что работает под управлением ЭБУ (контроллера) ЭСУД. На двигатель 2111 устанавливался модуль зажигания, а на двигатель 11183 — катушка зажигания.
Модуль зажигания и катушка зажигания. В чем разница?
1. Что представляет собой модуль зажигания?
В системе зажигания двигателя 2111 (1,5 л) и контроллером ЭСУД Январь 5.1 BOSCH M 1.5.4 N, BOSCH MP7.0 автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 установлен модуль зажигания 21120-3705010 (01, 02, 03) с четырьмя выводами в штекере.
Такой модуль зажигания состоит из корпуса, внутри которого находятся две двухвыводные катушки зажигания и двухканальный коммутатор (два электронных блока). На корпусе выполнены четыре вывода катушек зажигания, которые в определенном порядке соединяются со свечами зажигания. К двум выводам одной обмотки присоединяются провода на первый и четвертый цилиндр, к двум выводам другой обмотки провода на второй и третий цилиндр. Поэтому искра проскакивает сразу в двух цилиндрах (на такте сжатия — рабочая и на такте выпуска – холостая).
Токоподающий и управляющие провода от блока управления (ЭБУ ЭСУД) присоединены к модулю через соединительную колодку. Имеющую четыре вывода.
См. «Система зажигания двигателя 2111 (ЭСУД Январь 5.1 и M1.5.4N), схема».
Как работает модуль зажигания?
Контроллер (ЭБУ) системы ЭСУД получает с датчика положения коленчатого вала сигнал о положении коленчатого вала двигателя и частоте его вращения, с датчиков температуры и ДМРВ информацию о состоянии двигателя и нагрузке на него. Обработав сигналы, он рассчитывает угол опережения зажигания и подает команду на модуль зажигания о срабатывании первой или второй пары катушек. Непосредственно сам модуль зажигания формирует импульсы высокого напряжения и через высоковольтные провода подает их на свечи либо 1-4, либо 2-3 цилиндров двигателя.
Электрическая цепь низкого напряжения системы зажигания защищена предохранителем (6) расположенным в блоке реле и предохранителей под панелью приборов. Здесь же расположено главное реле (1), через которое запитывается вся система.
2. Что представляет собой катушка зажигания?
На автомобиле ВАЗ 2113 (2114, 2115) с двигателем 11183 (1,6 л., 8 клапанов) с ЭСУД BOSCH M7.9.7 или Январь 7.2 устанавливалась катушка зажигания 2111-3705010 (01, 02, 03, 04), с тремя выводами. А не модуль зажигания.
В отличие от модуля зажигания в корпусе катушки установлены только четыре катушки зажигания. Спаренные по две. А электронные ключи для коммутации первичных обмоток катушек установлены в контроллере (ЭБУ ЭСУД).
Таким образом, зная что именно -модуль или катушка (катушки), установлено в системе зажигания вашего двигателя можно смело, не боясь ошибиться, приступать к диагностике и устранению имеющихся неисправностей.
Примечания и дополнения
— У двигателей 21124, 21126 с 16 клапанами автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115 четыре индивидуальных катушки зажигания. По одной на каждый цилиндр. Управляет их работой ЭБУ ЭСУД.
— И модуль и катушка зажигания не разборные приборы. При выходе из строя их заменяют на новые или заведомо исправные.
Еще статьи по системе зажигания двигателя 2111 автомобиля ВАЗ 2113 (2114, 2115)
— Проверка модуля (катушки) зажигания на ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Проверка высоковольтных проводов ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Провода замка зажигания автомобиля ВАЗ 2114 (2113, 2115)
— Свечи зажигания ВАЗ 2114, 2115, 2113
— Разновидности ЭСУД двигателя 2111 автомобилей ВАЗ
— Провода модуля зажигания ВАЗ 2113, 2114, 2115