Рассмотрим как подключен, где установлен и как работает датчик указателя температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов (европанель 2114) автомобиля ВАЗ 21093 (21083, 21093, 21099) с инжекторным двигателем 2111 (1,5 л).
Подключение этого датчика на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторным двигателем рассматривалось в отдельной статье.
На автомобиле ВАЗ 21093 (21083, 21099) инжектор имеется два датчика температуры. Один — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости (ОЖ) в комбинации приборов, установленный в левом торце головки блока. Другой — датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) электронной системы управления двигателем (ЭСУД). Он установлен в патрубке системы охлаждения возле термостата. Неподалеку от предыдущего датчика.
Рассмотрим на схеме как подключен именно датчик температуры указателя температуры ОЖ в комбинации приборов, схема подключения ДТОЖ — тема отдельной статьи.
Схема подключения датчика указателя температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 21093 инжектор
Как работает датчик указателя температуры ОЖ?
— Напряжение в электрическую цепь подключения датчика указателя температуры охлаждающей жидкости на автомобиле ВАЗ 21093 (21083, 21099) инжектор подается с плюсового вывода АКБ, через вывод «В+» генератора и замок зажигания, на комбинацию приборов
— Датчик соединен с «массой» — двигателем автомобиля.
— Цепь защищена предохранителем F16 (7,5А) в монтажном блоке.
— Принцип действия датчика указателя температуры основан на работе установленного в нем полупроводникового терморезистора. Когда температура ОЖ низкая – сопротивление терморезистора высокое – ток, протекающий через датчик небольшой — стрелка указателя температуры в щитке приборов отклонена влево. По мере прогрева жидкости сопротивление терморезистора падает – сила тока увеличивается — стрелка на указателе температуры поднимается.
Примечания и дополнения
— При возникновении проблем с датчиком указателя температуры сам указатель в комбинации приборов начинает показывать неверную информацию. Необходимо определить конкретную причину: неисправен датчик или указатель. Для этого включаем зажигание, снимаем провод с датчика и касаемся им «массы». Если датчик неисправен, стрелка указателя переместится влево к началу шкалы. Если стрелка неподвижна, необходимо для начала проверить электрическую цепь указателя температуры ОЖ или заменить его исправным.
— В системе охлаждения карбюраторных двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 присутствует еще один температурный датчик – датчик включения вентилятора системы охлаждения двигателя. Он расположен на правом бачке радиатора, по его сигналу включается вентилятор на радиаторе. В системе охлаждения инжекторного двигателя 2111 (1,5 л) такой датчик отсутствует. Там включением вентилятора ведает блок управления ЭБУ ЭСУД по сигналу с ДТОЖ.
— Каталожный номер датчика указателя температуры для ВАЗ 21083, 21093, 21099 инжектор — 2101-3808600 (ТМ-106).
Еще статьи по электрооборудованию автомобилей ВАЗ 21093, 21093, 21099 инжектор
— Схема подключения лампы давления масла ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка и регулировка звукового сигнала ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Схема подключения электродвигателя печки ВАЗ 21093 инжектор
— Схема подключения габаритов автомобиля ВАЗ 21093 инжектор
— Как подключены указатели поворота ВАЗ 21093 инжектор?
— Блок индикации бортовой системы контроля ВАЗ 21093, распиновка