В холодное время года весьма актуально иметь исправный термостат в системе охлаждения двигателя своего автомобиля.
Так как от его состояния зависит прогрев и правильная работа двигателя, а так же отопление салона автомобиля.
В случае выхода термостата из строя двигатель начинает либо перегреваться, либо, наоборот, будет долго выходить на рабочую температуру. Или вообще не сможет ее достигнуть.
Обнаружив такие признаки имеет смысл провести самостоятельную проверку исправности термостата системы охлаждения. Благо она довольно проста и не требует специальных приспособлений. Нужно только знать порядок работы термостата при прогреве двигателя. И все.
На примере термостата 2101-1306010 системы охлаждения двигателя 21213 (1,7 л., 8 клапанов, карбюратор) автомобиля Нива 21213 рассмотрим особенности проведения такой проверки. И плюс к этому расскажем какие еще существуют способы проверки термостата и как их выполнить.
Проверка термостата системы охлаждения двигателя Нива 21213
1. Подготовительные работы.
Даем двигателю полностью остыть, если он был до этого прогрет. Либо проводим проверку термостата во время первого его пуска.
2. Запускаем двигатель.
3. Проверяем нагрев термостата.
Проверяем рукой как нагревается термостат по мере прогрева двигателя и антифриза (тосола) в его системе охлаждения. Сначала теплеет шланг системы охлаждения присоединенный к верхней части термостата и соответственно сама верхняя часть. Нижняя часть термостата и шланг на радиатор при этом остаются холодными. Ну или чуть теплыми.
Это свидетельствует о том, что клапан термостата закрыт и циркуляция охлаждающей жидкости идет по малому кругу системы охлаждения. Который включает в себя «рубашку» блока цилиндров двигателя, головку блока, радиатор отопителя (печки) салона, блок подогрева карбюратора, корпус (верхняя часть) термостата.
4. Проверяем срабатывание термостата.
В комбинации приборов автомобиля Нива 21213 имеется указатель температуры охлаждающей жидкости. Когда его стрелка будет находится 3-4 мм от красной зоны шкалы (что соответствует температуре охлаждающей жидкости 80-85º), то термостат должен сработать. То есть его клапан полностью откроется и антифриз (тосол) устремится по большому кругу системы охлаждения двигателя. Который включает в себя, помимо элементов малого круга еще и радиатор.
При этом нижняя часть термостата и присоединенный к ней шланг на радиатор резко потеплеют. Что очень хорошо ощущается рукой.
5. Признаки неисправного термостата.
Если все так и происходит как описано выше, то термостат можно считать исправным. И искать причину перегрева двигателя в чем-нибудь другом.
Но, если термостат на протяжении всего прогрева двигателя просто теплый. При чем сразу и верхняя и нижняя его части, то, скорее всего, клапан внутри термостата заклинил в открытом положении.
Либо, когда верхняя часть термостата постоянно горячая, а низ ни как не прогревается, значит клапан термостата заклинил в закрытом положении. И отказывается пропускать охлаждающую жидкость. Хотя она уже вот вот закипит.
Так же возможны несколько вариантов, когда клапан термостата подклинивает и не полностью открывается или закрывается. В таком случае двигатель автомобиля Нива 21213 будет слишком долго прогреваться или наоборот, слишком быстро перегреваться.
Таким образом, на автомобиле Нива 21213, можно проверить термостат системы охлаждения без снятия его с двигателя. Но, существует способ проверки снятого с двигателя термостата. Подробнее о нем далее.
6. Проверка снятого с двигателя термостата Нива 21213.
В случае необходимости можно проверить снятый термостат системы охлаждения двигателя автомобиля Нива 21213. Например, если необходимо наверняка удостоверится в его неисправности или по каким-то причинам, в систему устанавливается бэушный термостат.
Для этого погружаем его в емкость с горячей водой (температура предварительного нагрева 73-75º). Подогреваем воду далее, перемешивая ее, и наблюдаем за перемещением основного клапана термостата. Когда клапан начинает открываться (приблизительно на 1 мм) следует измерить температуру жидкости. Если термостат исправен то она будет составлять 85±2º . Если это не так, значит термостат неисправен. Неисправный термостат следует заменить.
При проверке термостата следует учитывать, что термостаты разных производителей, устанавливаемые в систему охлаждения двигателя 21213 Нива 21213, могут иметь разный порог срабатывания. Предельно допустимый это 80±2°. Но в основном термостаты для этого автомобиля имеют порог 83±2°.
Примечания и дополнения
— Так же следует помнить, что помимо заклинившего термостата причинами перегрева или, наоборот, не прогрева двигателя автомобиля могут выступать неисправности различных систем и механизмов автомобиля. Например, мало ОЖ в системе охлаждения, неисправна помпа (водяной насос), загрязнение системы и радиатора, слишком позднее зажигание и т.п.
— Довольно часто клапан термостата теряет нужную подвижность из-за налипших на него загрязнений. Например, отложений из некачественной или старой охлаждающей жидкости, или остатков герметика, применявшегося до этого при ремонте системы охлаждения. Но, так же возможен выход из строя его термоэлемента из-за старости или низкого качества изготовления детали.
Еще статьи по двигателю автомобиля Нива 21213, 21214
— Сколько литров система охлаждения двигателей автомобилей ВАЗ
— Устройство системы улавливания паров топлива Нива 21214 инжектор
— Предохранители и реле Нива 21214 инжектор
— Расход топлива автомобилями Нива 2121, 21213, 21214
— Нива 21213, провал при нажатии на газ
— Система вентиляции картера двигателя Нива 21213, схема