Разберемся для чего необходим и как работает выпрямительный блок (диодный мост) генератора автомобиля.
Такая информация позволит быстро и точно проводить диагностику причин целого ряда неисправностей в бортовой сети автомобиля. Так как от выпрямительного блока генератора напрямую зависит нормальная работа ее потребителей.
Например, горит или мигает лампа разряда АКБ, пропал зарядный ток, мерцают фары и т.п.
В качестве примера используем выпрямительный блок — диодный мост БПВ56-65-01 генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.
1. Для чего необходим выпрямительный блок генератора автомобиля?
В основе работы генератора лежит преобразование механической энергии в электрическую. Которая появляется при вращении его ротора в постоянном магнитном поле статора (электромагнитная индукция).
Электрический ток, вырабатываемый генератором автомобиля, переменный. То есть изменяющий свое направление и величину в разные промежутки времени.
А для питания потребителей в бортовой сети автомобиля и обмотки возбуждения самого генератора, во время работы двигателя, необходим электрический ток постоянного напряжения. Который никогда не меняет направление и течет от плюса к минусу.
Функцию преобразования переменного тока, индуктируемого в обмотке статора генератора, в электрический ток постоянного напряжения выполняет его выпрямительный блок (диодный мост).
Вот собственно для чего и необходим выпрямительный блок (диодный мост) генератора.
2. Как устроен выпрямительный блок (диодный мост) генератора?
Выпрямительный блок БПВ56-65-01 генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 состоит из двух алюминиевых теплоотводящих пластин, которые объединены в целую конструкцию через три изоляционные втулки при помощи заклепок. Одна пластина (нижняя) соединена с «массой», через корпус генератора, другая (верхняя) с «плюсом», через выводы обмоток статора. Плюсовая пластина имеет три контакта для присоединения выводов обмоток статора и вывод через который подается напряжение к потребителям (вывод «30»).
В каждую из пластин впаяно по три диода, т.е. три положительных диода (Д104-20) и три отрицательных (Д104-20Х), рассчитанных на ток не более 20А. Положительные и отрицательные диоды объединены попарно. Помимо этого имеются три дополнительных диода (КД223А), рассчитанных на 2А. Они установлены на пластмассовом держателе, и питают обмотку возбуждения генератора. Основные и дополнительные диоды объединены в общую шину, имеющую с одной стороны штекерный вывод (вывод 61 генератора) и вывод на регулятор напряжения с другой стороны.
3. Принцип действия выпрямительного блока генератора.
Принцип действия диодного моста основан на свойстве диодов пропускать электрический ток только в одном направлении. Электрический ток попадает в диодный мост через крепящиеся к нему выводы обмоток статора. Он протекает через диоды в одном направлении. Но никак обратно. Поэтому ток получается постоянный (выпрямленный).
Чем выше вращение ротора генератора, тем больше напряжение вырабатываемого генератором тока. При достижения порога 13,6 – 14,6 В (для генератора 37.3701) в работу вступает регулятор напряжения. Выходной транзистор в нем запирается, и ток через обмотку возбуждения прерывается. Когда напряжение падает ниже пороговых значений, транзистор отпирается. Такие циклы запирания-отпирания повторяются с большой частотой, поддерживая значение напряжения на выходе с регулятора в пределах 13,6 – 14,6 В.
После выключения зажигания и остановки двигателя автомобиля генератор перестает вырабатывать электрический ток, питание потребителей происходит от аккумуляторной батареи.
4. Неисправности выпрямительного блока генератора.
Основных неисправностей всего две: «обрыв» и «короткое замыкание» диодов. При наличии «обрыва» диод перестает пропускать электрический ток, при «коротком замыкании» ток проходит в обоих направлениях – диод «пробит». Подробнее:
«Проверка диодного моста на снятом с двигателе генераторе»,
«Проверка диодного моста генератора без снятия его с двигателя».
5. Применяемость выпрямительных блоков на автомобилях ВАЗ.
— Генератор 37.3701 – выпрямительные блоки с двумя выводами (до 1996 года выпуска): БПВ-56-65-01, БПВ-56-65-02Б, с одним выводом (вывод «61» на корпусе моста): БПВ-56-65-02Г.
Примечания и дополнения
— Электрический ток переменного напряжения – ток, изменяющийся по величине и направлению через равные промежутки времени.
— Электрический ток постоянного напряжения – ток, не изменяющийся по величине направлению в течении всего времени.
— Диод (полупроводниковый) – электронный прибор, состоящий из пластин кремния или магния имеющих определенные свойства. Если к его положительному выводу (анод) подсоединить «плюс», а к отрицательному (катод) «минус», то по нему потечет электрический ток в одном направлении (диод открыт). Если полярность поменять местами, то ток не пройдет (диод закрыт).
— Электромагнитная индукция – явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока проходящего через него.
— Транзистор – полупроводниковый элемент с тремя выводами: подача сильного тока (коллектор), подача слабого управляющего тока (база), выход тока (эмиттер). При определенной величине управляющего тока транзистор меняет свое сопротивление и может либо запирать выход тока, либо, наоборот открывать.
Еще статьи по автомобильному генератору
— Как снять (заменить) диодный мост генератора ВАЗ 2108, 2109, 21099?
— Принцип действия автомобильного генератора
— Полная разборка генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка исправности генератора
— Оказал регулятор напряжения генератора, что делать
Подписывайтесь на нас!