Каталитический нейтрализатор отработавших газов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с инжекторным двигателем

каталитический нейтрализатор ВАЗКаталитический нейтрализатор на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 с впрысковым двигателем является элементом системы нейтрализации отработавших газов. Им оборудованы практически все эти автомобили, за исключением, имеющих электронную корректировку состава топливной смеси (СО-потенциометр).


Особенности системы выпуска отработанных газов инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Назначение каталитического нейтрализатора

Каталитический нейтрализатор на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 предназначен для нейтрализации отработанных газов поступающих из двигателя, с целью снижения токсичности выхлопа (выбросов углеводородов, оксида углерода, оксида азота).

Расположение на автомобиле

Каталитический нейтрализатор расположен под днищем автомобиля. Он встроен в систему выпуска отработавших газов между приемной трубой и дополнительным глушителем.

Устройство нейтрализатора отработанных газов

Каталитический нейтрализатор на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 состоит из бочкообразного металлического (нержавеющая сталь) корпуса, внутри которого находится сотообразный керамический наполнитель. Наполнитель имеет каталитическое напыление из драгоценных металлов: платины, палладия и родия (такой катализатор называют трехкомпонентным). Между корпусом и наполнителем устанавливается терморасширяющаяся прокладка.

Для снижения передачи вибраций переднее соединение нейтрализатора и приемной трубы сделано шарнирным. Подвижность и герметичность соединения обеспечивается металлографическим сферическим кольцом, расположенным между фланцами приемной трубы и нейтрализатора. Фланцы соединены стяжными болтами с гайками через пружины, установленные на них вместо шайб. Фланец нейтрализатора со стороны приемной трубы имеет вогнутую сферическую поверхность. С дополнительным глушителем нейтрализатор так же соединен через фланцы, но уже жестко. Фланец нейтрализатора со стороны дополнительного глушителя имеет выпуклую сферическую поверхность.

Принцип действия нейтрализатора

Отработанные газы по приемной трубе глушителя попадают в каталитический нейтрализатор. Здесь они контактируют с каталитическим составом, нанесенным на керамический сотовый наполнитель. В ходе химической реакции токсичные вещества, входящие в состав отработавших газов,  взаимодействуют с этим напылением и превращаются в воду, углекислый газ и азот. Каталитический нейтрализатор начинает эффективно работать при температуре выше 250 градусов. Верхний предел его работоспособности – 800 градусов. При температуре около 1000 соты керамического наполнителя начинают плавиться, уменьшая пропускную способность нейтрализатора. Оптимальный температурный режим его работы достигается за счет стехиометрического состава топливной смеси (14,6-14,7 кг воздуха на 1 кг топлива), поступающей в цилиндры двигателя. Например, если смесь слишком богатая, то ее не сгоревшие частицы выбрасываются в приемную трубу глушителя и далее в нейтрализатор, где и догорают, критически повышая его температуру.

Поэтому в ЭСУД существует контроль за составом топливной смеси по датчику кислорода (Лямбда-зонду) – т. н. обратная связь. По сигналу с датчика кислорода о бедной (много кислорода) или наоборот богатой (мало кислорода) топливной смеси контроллер оптимизирует состав топливной смеси, поступающей в цилиндры двигателя.

Неисправности нейтрализатора

Основной неиспраностью нейтрализаторя является оплавление сот его наполнителя и как следствие его закупорка, по причине избыточного количества углеводородов в отработавших газах (богатая топливная смесь). Такая ситуация возникает при износе двигателя автомобиля, неправильной его работе, неправильной работе ЭСУД (например, неисправен ДК).

Аналогичным образом выводит из строя нейтрализатор этилированный бензин. Содержащийся в нем тетраэтилсвинец убивает и сам нейтрализатор и датчик кислорода в придачу.

Если двигатель стал плохо пускаться, пропала тяга на всех режимах, возрос расход топлива, есть смысл проверить т. н. противодавление в приемной трубе глушителя. Для этого в отверстие датчика кислорода вворачивают манометр и пускают двигатель. При 2500 об/мин давление должно составлять 8,6 кПа (0,09 кгс/м²). Если выше стоит задуматься о замене нейтрализатора.

Более простой способ проверить, не забит ли нейтрализатор – пуск двигателя с одной выкрученной свечей зажигания. Если наблюдается улучшение пусковых показателей, то можно менять нейтрализатор.

Применяемость нейтрализатора

Автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 с ЭСУД под нормы ЕВРО-2 (один датчик кислорода в приемной трубе глушителя: каталитический нейтрализатор 2110-1206010 или 2110-1206010-20.

Автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 с ЭСУД под нормы ЕВРО-3 (два датчика кислорода): нейтрализатор 2108-1206010-30 (с отверстием под второй датчик кислорода).

Примечания и дополнения

— В каталитических нейтрализаторах процесс нейтрализации токсичных веществ происходит за счет применения катализаторов (ускорителей реакции). Катализаторами в данном случае являются разные виды драгоценных металлов, напыленные на керамический наполнитель.

Еще статьи по инжекторным ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Нормы токсичности отработанных газов

— Порядок работы ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Виды впрыска на инжекторных двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Схема ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 под нормы токсичности ЕВРО-2

— Схема системы питания инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (нормы ЕВРО-2)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *