Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с инжекторными двигателями

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ, расходомер) является элементом электронной системы управления двигателем автомобиля. Вот основные сведения об этом датчике.

Назначение ДМРВ

Датчик массового расхода воздуха предназначен для определения количества воздуха поступающего в цилиндры двигателя автомобиля за определенный промежуток времени (кг/ч).



Устройство датчика массового расхода воздуха

ДМРВ устанавливаемый на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 имеет чувствительный элемент (разной конструкции у датчиков производства GM и BOSH). У ДМРВ GM это три чувствительных элемента установленных в потоке всасываемого воздуха: один определяет температуру воздуха, два других нагреваются до температуры несколько выше температуры окружающего воздуха. У ДМРВ BOSH чувствительный элемент – тонкая сетка (мембрана). На сетке располагается нагревательный резистор и два температурных датчика.

Расположение на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099

ДМРВ на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 устанавливается между воздушным фильтром и дроссельным патрубком.

Принцип действия датчика массового расхода воздуха

При работе двигателя воздух, проходящий через ДМРВ, охлаждает нагретый до определенного значения чувствительный элемент. Системе требуется некоторое увеличение мощности для поддержания чувствительного элемента в заданных температурных рамках. Контроллер (блок управления, ЭБУ) измеряет эту электрическую мощность и по величине ее изменения рассчитывает количество воздуха поступающего в цилиндры двигателя (масса воздуха в определенный период времени). Далее, в соответствии с этим показателем, а также показаниями с датчика положения коленчатого вала (обороты двигателя в настоящий момент), он рассчитывает количество впрыскиваемого топлива необходимое для создания оптимальной топливно-воздушной смеси на разных режимах работы двигателя (изменяет длительность открытия форсунок) и выставляет необходимый угол опережения зажигания.

Сигнал датчика массового расхода воздуха это напряжение постоянного тока меняющееся в диапазоне от 4 до 6 В у ДМРВ GM, 1 – 5 В у ДМРВ BOSH. На ДМРВ BOSH имеется датчик температуры, показания которого контроллер также учитывает при определении величины впрыска.

Неисправности ДМРВ

Признаками неисправного датчика расхода воздуха являются проблемы с запуском прогретого двигателя (двигатель запускается и глохнет), «провалы» и «рывки» при нажатии на педаль «газа», потеря мощности и приемистости двигателя, повышение расхода топлива, неустойчивый ХХ. Выйти из строя может сам датчик (возможно из-за загрязнения и замасливания чувствительных элементов) или провода, ведущие к нему, что необходимо учитывать при выявлении неисправности. Помимо этого «подсос» неучитываемого воздуха во впускной тракт после датчика может привести к возникновению аналогичных проблем в работе двигателя (так как топливная смесь при этом обедняется).

При отказе ДМРВ контроллер переводит систему управления двигателя на резервный режим. В этом случае на щитке приборов загорается лампочка «Проверь двигатель», в ОЗУ записывается код неисправности. Регулятор холостого хода устанавливается в 120 шагов (повышенные обороты холостого хода). При расчете топливоподачи в такой ситуации контроллер пользуется показаниями с датчика положения дроссельной заслонки и рассчитанных оборотов двигателя. Расход топлива на резервном режиме возрастает.

В ряде случаев, восстановить работоспособность ДМРВ, можно проведя его прочистку жидкостью для очистки карбюраторов (актуально, на двигателях с большим пробегом, изношенной ЦПГ, забитой системой вентиляции картера) с сопутствующей заменой воздушного фильтра двигателя.

Применяемость ДМРВ на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

На инжекторных двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 применяются два вида датчиков массового расхода воздуха: GM и BOSH. Они не взаимозаменяемы.

ДМРВ GM: 2112-1130010, 2112-1130010-01 (контроллеры Январь 4.1, GM ISFI-2S (2111-1411020-10 (20, 21)).

ДМРВ BOSH:

21083-1130010-01 (контроллер BOSH M1.5.4);

21083-1130010-10 (контроллеры BOSH M1.5.4, MP7.0H, M1.5.4N, M7.0H, VS5.1, Январь 5.1, 5.1.1, 5.1.2).

Примечания и дополнения

— В ряде случаев, при отказе ДМРВ и нежелании двигателя запускаться, можно снять с датчика фишку с проводами и запустить двигатель с отключенным ДМРВ. ЭСУД перейдет на резервный режим работы и двигатель станет работать.

Еще статьи по инжектору ВАЗ

— Регулятор холостого хода инжекторных ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Применяемость контроллеров ЭБУ впрысковых двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Датчик температуры охлаждающей жидкости инжекторных ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Датчик положения коленчатого вала инжекторных двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Схема системы питания инжекторных ВАЗ 2108, 2109, 21099

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *