Регулировка клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

регулировка клапанов ВАЗ 2109Причиной возникновения ряда неисправностей в работе двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, наряду с неисправным или не отрегулированным карбюратором, могут являться увеличенные либо уменьшенные тепловые зазоры в клапанном механизме. К таким неисправностям относятся:
— неустойчивая работа двигателя на холостом ходу;
— невозможность отрегулировать холостой ход;
— потеря мощности и приемистости (ухудшение динамики автомобиля);
— «провалы» при нажатии на педаль «газа»;
— «выстрелы» в карбюратор.


Чтобы выявить истинного виновника проблем с двигателем послушаем как работает этот самый двигатель на холостом ходу. Верным признаком увеличенных тепловых зазоров будет являться хорошо различимое на слух звонкое тарахтение под клапанной крышкой. При уменьшенных зазорах тарахтения слышно не будет, но возможен постоянный перегрев двигателя, частые хлопки в глушитель, заметное снижение мощности и приемистости.

В любом случае стоит провести регулировку клапанов. Это нормализует работу как газораспределительного механизма в частности, так и двигателя в целом. Вполне возможно, что имеющиеся до этого проблемы в его работе исчезнут, после такой регулировки, сами собой.

Необходимые инструменты

— Приспособление для регулировки клапанов с фиксатором.

Или две отвертки, если нет приспособления. Одна должна быть длинная и мощная для отжатия толкателя с шайбой вниз, вторая шлицевая с широким лезвием (не менее 10 мм) для фиксации толкателя в нажатом положении.

приспособление для регулировки клапанов

— Набор плоских щупов
— Пинцет
— Накидной ключ на 17
— Набор регулировочных шайб

Необязательно, так как необходимые по размеру шайбы можно купить по отдельности после замера тепловых зазоров.

 

Подготовительные работы

Регулировка клапанов проводится на холодном двигателе, поэтому если ваш двигатель на данный момент прогрет, дайте ему остыть не менее 1-го часа.
— Снимаем корпус воздушного фильтра.
— Снимаем кронштейн тяги привода дроссельной заслонки.
— Снимаем клапанную крышку двигателя.
— Снимаем защитную крышку ГРМ.
— На шкиву распредвала делаем еще одну метку, напротив установочной. Для этого считаем  на нем число зубьев и делим пополам.
— Совмещаем установочную метку на шкиву распредвала с выступом на задней крышке ГРМ.
— В лючке на картере сцепления убеждаемся, что длинная метка (риска) на маховике находится напротив середины треугольного выреза шкалы углов опережения зажигания.

Перед проведением регулировки клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 необходимо провести проверку тепловых зазоров, чтобы выяснить общую картину технического состояния клапанного механизма данного двигателя.

измерение зазора щупом
измерение теплового зазора при помощи щупа

Регулировка тепловых зазоров клапанов

Рассмотрим , в качестве примера, регулировку третьего клапана.
— Устанавливаем шкив в положение, когда установочные метки совпадают (верхняя мертвая точка). Поворачиваем его на 3-4 зуба (40-500) по часовой стрелке.

измерение зазора у 1-го и 3-го клапанов

— Устанавливаем приспособление для регулировки на головку блока. Если его нет, берем две отвертки. Длинную и мощную будем использовать в качестве рычага, ту которая поменьше — шлицевую, для фиксации толкателя.
— Разворачиваем толкатель прорезью к себе (в сторону радиатора).
— Вводим «клык» приспособления между кулачком и толкателем.
— Нажимаем вниз рычаг приспособления и утапливаем толкатель вниз. Вместо приспособления можно использовать длинную отвертку. Опираясь ею на кулачок, также утапливаем толкатель.
— Устанавливаем между кромкой толкателя и распредвалом фиксатор, который удерживает толкатель в нажатом положении. Если фиксатора нет, вставляем плашмя лезвие шлицевой отвертки. Необходимо чтобы фиксатор стоял точно на кромке толкателя и не мешал вынимать регулировочную шайбу.
— Пинцетом, через прорезь в толкателе извлекаем регулировочную шайбу. На ее поверхности может быть нанесена маркировка ее толщины. Если маркировка стерлась, придется измерять ее толщину микрометром, а при отсутствии такового подбирать новую опытным путем.

регулировка клапанов

порядок регулировки клапанов

— Рассчитываем толщину новой шайбы по формуле:

— для впускных клапанов Z=Y+X-0,2 мм;

— для выпускных клапанов Z=Y+X-0,35 мм;

Z – расчетная толщина новой шайбы;

Y – толщина снятой шайбы;

X – зазор определенный по щупу.

Подбираем новую шайбу с маркировкой близкой к расчетной (±0,05 мм).

— Устанавливаем новую шайбу в толкатель, маркировкой вниз.
— Отжимаем толкатель вниз и снимаем фиксатор.

Проводим регулировку остальных клапанов поворачивая коленчатый вал на углы указанные выше.
Снимаем приспособление для регулировки, ставим назад клапанную крышку и другие снятые детали.

Еще статьи по автомобилям ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Регулировка привода сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— «Прокачка» тормозов на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Замена ремня ГРМ на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— «Троит» двигатель, причины

— Измерение компрессии в цилиндрах карбюраторного двигателя

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *